18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дороже золота, прочнее клятв

№89
Материал из газеты

В Лондоне вышел альбом, посвященный истории бриллиантов — от добычи и огранки до торговли и коллекционирования. Роковые страсти этой истории сопутствовали всегда, но и эстетика имела значение

Отечественной аудитории книга «Грани человечества. Бриллианты сквозь века» не в последнюю очередь интересна тем, что ее дизайнером выступил выдающийся художник, живая легенда Михаил Аникст. У него получился полиграфический шедевр. А продюсер издания, глава Всемирного алмазного музея Алекс Попов известен в нашей стране как организатор громких международных выставок «Индия. Драгоценности, покорившие мир» (2014, Музеи Кремля) и «Жемчуг: сокровища морей и рек» (2018, Государственный исторический музей).

Обычно такие исследования пишет один автор и тратит на это лет десять. В данном же случае десять авторов (всего над книгой работало шестнадцать человек) уложились в три года. В фокусе — не столько алмазы, сколько люди.

Все авторы — исследователи мирового уровня. Например, доктор Уша Балакришнан — ведущий знаток драгоценностей Индии, куратор коллекции правителей (низамов) княжества Хайдерабад, где находились алмазные копи Голконды. Для нынешнего издания Уша Балакришнан написала о сенсации антикварной ярмарки TEFAF 2019 года, когда буквально из небытия всплыл «Малый Кохинур», или бриллиант «Низам», безупречный 120-каратный камень, вмонтированный в ожерелье в стиле Великих Моголов с колумбийскими изумрудами и рубинами. Его представила нью-йоркская галерея Siegelson. Последние 100 лет никто не знал, где и у кого камень находится.

Еще одно эссе (его автор Стефано Папи когда-то работал в Christie’s и Sotheby’s) посвящено драгоценностям русских царей. Знаточеский текст дополнили редчайшими фотографиями. Глава российского Гохрана Андрей Юрин позволил сфотографировать несколько драгоценностей из Алмазного фонда и предоставил часть иллюстраций.

Нидерландский ученый-отшельник Рене Брюс примерно 6 месяцев в году проводит в Малайзии, где изучает ювелирные сокровища местных монархов (а в этой федеральной стране 13 независимых правителей). Для книги он предоставил уникальный материал о ювелирных традициях Юго-Восточной Азии.

Диане Скарисбрик из Лондона 92 года, она автор десятков книг по ювелирному искусству. На сей раз Скарисбрик поведала об английских маркизах Лондондерри, чьи жены во временном промежутке между 1819 и 1959 годами (это пять поколений!) были страстными поклонницами ювелирных украшений. Один из маркизов Лондондерри был британским наместником в Бомбее и имел широкий доступ к камням. А леди Фрэнсис Энн Вейн (1800–1865), маркиза Лондондерри, прабабушка Уинстона Черчилля, по легенде, вскружила голову русскому императору Александру I, и он подарил ей среди прочего 14 редких аметистов, выставленных сегодня в Музее Виктории и Альберта.

О том, как драгоценности становились частью французских королевских регалий, написал профессор Сорбонны Франсуа Фарж. Он рассказал в том числе о легендарном охотнике за бриллиантами Жан-Батисте Тавернье (1605–1689), который четырежды посещал Индию и доставил Людовику XIV знаменитый «Французский голубой бриллиант» (French Blue). За свои заслуги Тавернье получил дворянство, титул барона он купил сам. Неутомимый путешественник, он отправился в очередной вояж в возрасте за 80, по дороге заболел, умер и похоронен где-то в Москве!

Наконец, глава о XX веке. Рут Пелтасон посвятила ее женщинам, превратившим бриллианты в то, чем они сегодня являются, — в символ women power. Герцогиня Виндзорская, Марджори Мерриуэзер Пост, Барбара Хаттон, Элизабет Тейлор не только покупали драгоценности, но и влияли на развитие ювелирного дизайна.

Книга, безусловно, являет собой пример глорификации темы. Но создатели не пошли по пути бесконфликтного изложения материала, чем страдают альбомы, проспонсированные ювелирными брендами. Разговор о драгоценностях — это почти всегда истории про непомерное тщеславие и огромные риски, но тем они и интересны. Бриллианты — концентрированные сущности власти и денег. А еще это ювелирное искусство.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+