18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дороже золота, прочнее клятв

№89
Материал из газеты

В Лондоне вышел альбом, посвященный истории бриллиантов — от добычи и огранки до торговли и коллекционирования. Роковые страсти этой истории сопутствовали всегда, но и эстетика имела значение

Отечественной аудитории книга «Грани человечества. Бриллианты сквозь века» не в последнюю очередь интересна тем, что ее дизайнером выступил выдающийся художник, живая легенда Михаил Аникст. У него получился полиграфический шедевр. А продюсер издания, глава Всемирного алмазного музея Алекс Попов известен в нашей стране как организатор громких международных выставок «Индия. Драгоценности, покорившие мир» (2014, Музеи Кремля) и «Жемчуг: сокровища морей и рек» (2018, Государственный исторический музей).

Обычно такие исследования пишет один автор и тратит на это лет десять. В данном же случае десять авторов (всего над книгой работало шестнадцать человек) уложились в три года. В фокусе — не столько алмазы, сколько люди.

Все авторы — исследователи мирового уровня. Например, доктор Уша Балакришнан — ведущий знаток драгоценностей Индии, куратор коллекции правителей (низамов) княжества Хайдерабад, где находились алмазные копи Голконды. Для нынешнего издания Уша Балакришнан написала о сенсации антикварной ярмарки TEFAF 2019 года, когда буквально из небытия всплыл «Малый Кохинур», или бриллиант «Низам», безупречный 120-каратный камень, вмонтированный в ожерелье в стиле Великих Моголов с колумбийскими изумрудами и рубинами. Его представила нью-йоркская галерея Siegelson. Последние 100 лет никто не знал, где и у кого камень находится.

Еще одно эссе (его автор Стефано Папи когда-то работал в Christie’s и Sotheby’s) посвящено драгоценностям русских царей. Знаточеский текст дополнили редчайшими фотографиями. Глава российского Гохрана Андрей Юрин позволил сфотографировать несколько драгоценностей из Алмазного фонда и предоставил часть иллюстраций.

Нидерландский ученый-отшельник Рене Брюс примерно 6 месяцев в году проводит в Малайзии, где изучает ювелирные сокровища местных монархов (а в этой федеральной стране 13 независимых правителей). Для книги он предоставил уникальный материал о ювелирных традициях Юго-Восточной Азии.

Диане Скарисбрик из Лондона 92 года, она автор десятков книг по ювелирному искусству. На сей раз Скарисбрик поведала об английских маркизах Лондондерри, чьи жены во временном промежутке между 1819 и 1959 годами (это пять поколений!) были страстными поклонницами ювелирных украшений. Один из маркизов Лондондерри был британским наместником в Бомбее и имел широкий доступ к камням. А леди Фрэнсис Энн Вейн (1800–1865), маркиза Лондондерри, прабабушка Уинстона Черчилля, по легенде, вскружила голову русскому императору Александру I, и он подарил ей среди прочего 14 редких аметистов, выставленных сегодня в Музее Виктории и Альберта.

О том, как драгоценности становились частью французских королевских регалий, написал профессор Сорбонны Франсуа Фарж. Он рассказал в том числе о легендарном охотнике за бриллиантами Жан-Батисте Тавернье (1605–1689), который четырежды посещал Индию и доставил Людовику XIV знаменитый «Французский голубой бриллиант» (French Blue). За свои заслуги Тавернье получил дворянство, титул барона он купил сам. Неутомимый путешественник, он отправился в очередной вояж в возрасте за 80, по дороге заболел, умер и похоронен где-то в Москве!

Наконец, глава о XX веке. Рут Пелтасон посвятила ее женщинам, превратившим бриллианты в то, чем они сегодня являются, — в символ women power. Герцогиня Виндзорская, Марджори Мерриуэзер Пост, Барбара Хаттон, Элизабет Тейлор не только покупали драгоценности, но и влияли на развитие ювелирного дизайна.

Книга, безусловно, являет собой пример глорификации темы. Но создатели не пошли по пути бесконфликтного изложения материала, чем страдают альбомы, проспонсированные ювелирными брендами. Разговор о драгоценностях — это почти всегда истории про непомерное тщеславие и огромные риски, но тем они и интересны. Бриллианты — концентрированные сущности власти и денег. А еще это ювелирное искусство.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+