18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Монарший жемчуг из Музеев Катара в Историческом музее

Экспозицию выставки «Жемчуг: сокровища морей и рек» с изделиями ювелирного и прикладного искусства дополняют разделы о происхождении жемчуга и истории его мирового промысла

Тиара леди Росбери. 13 крупных жемчужин - «груши» и «пуговицы». Тиару можно носить как ожерелье. Бриллианты и тихоокеанский жемчуг. Лондон, Англия, 1878 г. Собрание Музеев Катара. Фото: Qatar Museums collectio
Тиара эрцгерцогини Марии Валерии, любимой дочери Императора Франца Иосифа I и его жены Елизаветы (Сисси). Золото, серебро, бриллианты и крупный жемчуг из тихоокеанских устриц. Вена, Австрия, 1913 г. Собрание Музеев Катара. Фото: Qatar Museums collectio
В композиции «Иней» вьетнамский художник Сэм Тхо Дуонг с помощью жемчуга изобразил кристаллы льда на ветвях дерева зимой. Несколько тысяч крошечных жемчужин закреплены на серебряных шариках. Ветви изготовлены из окисленного серебра. Пресноводный культивированный китайский жемчуг. Фото: Qatar Museums collection. Германия, около 2011 г
Тиара Ганноверского королевского дома. Золото и серебро, крупные тихоокеанские жемчужины. Германия, ок 1930 г. Собрание Музеев Катара. Фото: Qatar Museums collectio
Брошь «Хризантема». Натуральный жемчуг из реки Миссисиппи, бриллианты. Tiffany.  Америка, ок. 1880. Собрание Музеев Катара. Фото: Qatar Museums collectio
Тибетское головное украшение для знатной дамы. ХХ век. Пресноводный жемчуг на войлоке. Тибет, около 1900 г. Собрание Музеев Катара. Фото: Qatar Museums collectio
Подвеска с крупным розовым бриллиантом и жемчужиной. Великобритания, около 1800 г. Собрание Музеев Катара. Фото: Qatar Museums collectio
Тиара леди Росбери. 13 крупных жемчужин - «груши» и «пуговицы». Тиару можно носить как ожерелье. Бриллианты и тихоокеанский жемчуг. Лондон, Англия, 1878 г. Собрание Музеев Катара.
Фото: Qatar Museums collectio
Тиара эрцгерцогини Марии Валерии, любимой дочери Императора Франца Иосифа I и его жены Елизаветы (Сисси). Золото, серебро, бриллианты и крупный жемчуг из тихоокеанских устриц. Вена, Австрия, 1913 г. Собрание Музеев Катара.
Фото: Qatar Museums collectio
В композиции «Иней» вьетнамский художник Сэм Тхо Дуонг с помощью жемчуга изобразил кристаллы льда на ветвях дерева зимой. Несколько тысяч крошечных жемчужин закреплены на серебряных шариках. Ветви изготовлены из окисленного серебра. Пресноводный культивированный китайский жемчуг.
Фото: Qatar Museums collection. Германия, около 2011 г
Тиара Ганноверского королевского дома. Золото и серебро, крупные тихоокеанские жемчужины. Германия, ок 1930 г. Собрание Музеев Катара.
Фото: Qatar Museums collectio
Брошь «Хризантема». Натуральный жемчуг из реки Миссисиппи, бриллианты. Tiffany. Америка, ок. 1880. Собрание Музеев Катара.
Фото: Qatar Museums collectio
Тибетское головное украшение для знатной дамы. ХХ век. Пресноводный жемчуг на войлоке. Тибет, около 1900 г. Собрание Музеев Катара.
Фото: Qatar Museums collectio
Подвеска с крупным розовым бриллиантом и жемчужиной. Великобритания, около 1800 г. Собрание Музеев Катара.
Фото: Qatar Museums collectio

Уникальная коллекция из 80 предметов принадлежит Музеям Катара, крупнейшему объединению музеев и культурных организаций этой страны, и представляет историю использования жемчуга в мире в последние четыре столетия. «Вся наша экономика была основана на ювелирном искусстве, экспорт жемчуга был важнейшим источником дохода. Сегодня Катар становится центром ближневосточной культуры, и мы хотим поделиться с миром его ценностями», — отметил посол Катара Фахад Мухаммед аль-Аттыйя на встрече с журналистами.

Жемчужные драгоценности в оригинальных антикварных витринах-сейфах занимают второй этаж Государственного исторического музея. Среди них больше всего ювелирных изделий европейских монарших домов и аристократов: сверкают и переливаются тиара ганноверского дома 1830 года, тиары леди Росбери 1878 года и эрцгерцогини Марии-Валерии Австрийской 1913 года. Рядом с ожерельями Tiffany и Cartier блестят жемчужные серьги Элизабет Тейлор, сияет алыми камнями с зубками-жемчужинами брошь-губы по эскизу Сальвадора Дали. На выставке есть предметы из пресноводного и морского жемчуга различных народов и племен, например тибетские головные уборы и украшения из Средней Азии. Датировка драгоценностей начинается с XVII века. 

Куратор Музеев Катара, специалист по драгоценным камням Юбер Бари поделился с TANR секретами классификации жемчуга: «Важнее всего цвет. Мне больше всего нравится оранжевый, но в классическом понимании самым красивым считается белый. Желтоватые жемчужины самые плохие, их называют „мочевыми“ и не используют. Очень важна форма. Симметрия должна быть идеальной: сфера или капля. Существует всего около 20 разновидностей жемчуга, а самым дорогим считается золотой филиппинский. Его почти не отличить по цвету от золота, и цена только за одну жемчужинку может быть более €10 тыс.».

У выставки есть специальный раздел, посвященный добыче и происхождению жемчуга. «Жемчуг — результат вторжения в раковину моллюска», — рассказывает куратор. Перламутровый шарик формируется из-за проникновения в раковину мелких червячков и экскрементов других морских существ, которые моллюск обволакивает специальными веществами, стремясь от них избавиться. Раздел включает видео процесса, а еще раковины причудливых форм с жемчугом на разных этапах формирования и десяток черно-белых, немного эротичных фотографий внутренностей ракушек, сделанных с помощью рентгеновского излучения. Есть в экспозиции подразделы о жемчужном промысле в России и Катаре, истории культивирования жемчуга и дизайне современных украшений из него.

За пять лет выставка, впервые открывшаяся в Лондоне, успела побывать в шести странах мира. В Москве она стала одним из главных событий перекрестного Года культуры Катара — России и проходит здесь при поддержке Всемирного алмазного музея. 


Государственный исторический музей
Жемчуг: cокровища морей и рек
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+