Жемчужное наследие

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В Государственном историческом музее проходит выставка уникальных ювелирных изделий из Музеев Катара, организованная Всемирным алмазным музеем. Часть ее экспонатов прежде ни разу не показывали публике

Ожерелье из семи нитей жемчуга из Персидского залива, созданное Хусейном Альфарданом
Ожерелье из семи нитей жемчуга из Персидского залива, созданное Хусейном Альфарданом

Одним из самых ярких событий перекрестного Года культуры России — Катара определенно стала выставка «Жемчуг: сокровища морей и рек» в Государственном историческом музее в Москве. Уникальная экспозиция представляет 80 украшений с жемчугом, в том числе образцы ювелирного и декоративно-прикладного искусства из пресноводного жемчуга Средней Азии. Специально для показа в России было отобрано 20 предметов, которые никогда ранее не выставлялись.

Наряду с демонстрацией великолепных украшений и коллекции редких жемчужин не обошли стороной и теоретическую часть — на выставке можно узнать о происхождении натурального жемчуга, его видах, процессе формирования (сюрприз для тех, кто уверен, что жемчуг вырастает вокруг попавшей в раковину песчинки). Прослеживая историю возникновения и развития жемчужных промыслов, экспозиция рассказывает о ловцах жемчуга и древних способах добычи, применявшихся ныряльщиками. Мало кто знает, что задолго до начала нефте- и газоразработок экономическому росту Катара способствовала именно добыча жемчуга из вод Персидского залива. Экспорт жемчуга стал для Катара важнейшим источником дохода; благодаря ему в стране развивалась торговля, с ним же связано формирование богатейшего культурного наследия и национальных особенностей, существующих по сей день.

На выставке представлены работы разных эпох и культур — от изящно вырезанной статуэтки XVII века до современной композиции вьетнамского художника-ювелира Сам Тхо Дуонга «Иней», которая скромно названа ожерельем, хотя по сложности и замысловатости исполнения больше заслуживает звания арт-объекта. Среди самых ярких экспонатов — изысканные изделия ювелирного дома Cartier, жемчужное кольцо Элизабет Тейлор, брошь, созданная по эскизу Сальвадора Дали, великолепная тиара эрцгерцогини Марии-Валерии Австрийской и старинные драгоценности монарших особ Европы. В экспозицию также вошли этнические жемчужные украшения, среди них, к примеру, тибетские головные уборы и серьги. Показаны и изделия из жемчуга народов России и Средней Азии.

Идея первой передвижной выставки Музеев Катара родилась из желания как можно шире рассказать о наследии этой страны в области предметной культуры и народных традиций. Россия стала шестой остановкой на пути следования экспозиции по миру. Организатор ее приезда в нашу страну — Всемирный алмазный музей (World Diamond Museum, WDM), уникальный образовательно-культурный исследовательский проект. Созданный по инициативе президента Московской алмазной биржи Алекса Попова, он стремится аккумулировать все, что известно о редких бриллиантах, самых крупных или самых красивых, похищенных или, наоборот, украшающих собой знаменитые мировые собрания, а также о произведениях высокого ювелирного искусства. Лучшие образцы, в виде камней или украшений, хранятся во многих крупных музеях, в частных коллекциях и сокровищницах королевских семей, но большая их часть сокрыта от глаз непосвященных. Всемирный алмазный музей приоткрывает завесу тайны и дает возможность познакомиться с ними широкой публике. Это живой виртуальный музей, где собраны фотографии, документы, истории о бриллиантах со всего света, полученные из авторитетных источников, включая государственные и частные коллекции, ведущих экспертов по драгоценностям. Сотрудники музея принимают участие в книгоиздании, подготовке мультимедийных проектов и выставок по всему миру. «Жемчуг: сокровища морей и рек» стала одной из них. Увидеть выставку в комплексе Государственного исторического музея можно до 1 октября. 

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+