18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

ВХУТЕМАС архитектурный: от конструктивистов до реставраторов

№89
Материал из газеты

Музей архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет» собрал более 200 предметов из государственных коллекций и частных архивов

Недавний юбилей, 100-летие учреждения Высших художественно-технических мастерских в Москве, предполагалось отметить не только с размахом, но и с системным охватом. Сразу несколько институций пытались координировать свои усилия, но из-за второй волны пандемии согласованные графики сбились. Лишь сейчас общая картина приобретает задуманные очертания.

Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов» в Государственном музее архитектуры концептуально примыкает к большому юбилейному проекту «Школа авангарда» в Музее Москвы. Там кураторы стремились рассказать обо всех факультетах одновременно, — здесь же сфокусировались только на архфаке, и даже еще локальнее — на преподавании и преподавателях. Речь идет о звездах высочайшего уровня: братьях Весниных, Иване Жолтовском, Николае Ладовском, Иване Леонидове, Константине Мельникове, Алексее Щусеве — и о системе образования, которая была тогда одной из самых прогрессивных в мире. Она и сегодня не устарела, кстати.

Кураторы выставки Полина Стрельцова и Ирина Чепкунова предпочли, впрочем, не отслеживать дальнейшую судьбу передовых идей и остались в рамках того десятилетия, когда ВХУТЕМАС, а позднее ВХУТЕИН были еще живой реальностью. Ключевые события того периода отмечены на специально составленном хронографе — он выступает в роли настроечной таблицы, чтобы при обилии экспонатов зритель не терял исторических ориентиров. Сами же экспонаты — более 200 предметов из государственных собраний и частных архивов — призваны продемонстрировать удивительное разнообразие, царившее на факультете. Там происходили постоянные столкновения школ и принципов, причем отнюдь не всегда радикально авангардных. Рационалисты противостояли конструктивистам, неоклассики обособлялись от тех и других (но сами экспериментировали вполне в авангардном духе), ну а Мельников с Голосовым разрабатывали собственную пропедевтику. Эти и другие сюжетные линии кураторами внимательно рассмотрены и проиллюстрированы — параллельно с историей появления и развития отдельных мастерских.

В экспозиции есть и материалы, которые отражают профессиональные воззрения тех или иных преподавателей. «Все они были активно практикующими архитекторами, и через их практику раскрывается то, чему они могли учить студентов», — подчеркивает Полина Стрельцова.

Примером практической деятельности могут служить градостроительные проекты Владимира Семенова, из чьих первоначальных идей вырос в итоге знаменитый генплан Москвы 1935 года. И совсем малоизвестная сторона вхутемасовской жизни — образцы реставраторской науки вроде обмеров Сухаревой башни, выполненных Иваном Рыльским. На таких наглядных пособиях вырастала отечественная школа реставраторов.

«Архитектурный факультет был тем локомотивом, который двигал целый вуз», — говорит Полина Стрельцова. Тезис полемический, но абсолютно очевидно, что без архфака история ВХУТЕМАСа непредставима.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»
ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет
До 23 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+