18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

ВХУТЕМАС архитектурный: от конструктивистов до реставраторов

№89
Материал из газеты

Музей архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет» собрал более 200 предметов из государственных коллекций и частных архивов

Недавний юбилей, 100-летие учреждения Высших художественно-технических мастерских в Москве, предполагалось отметить не только с размахом, но и с системным охватом. Сразу несколько институций пытались координировать свои усилия, но из-за второй волны пандемии согласованные графики сбились. Лишь сейчас общая картина приобретает задуманные очертания.

Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов» в Государственном музее архитектуры концептуально примыкает к большому юбилейному проекту «Школа авангарда» в Музее Москвы. Там кураторы стремились рассказать обо всех факультетах одновременно, — здесь же сфокусировались только на архфаке, и даже еще локальнее — на преподавании и преподавателях. Речь идет о звездах высочайшего уровня: братьях Весниных, Иване Жолтовском, Николае Ладовском, Иване Леонидове, Константине Мельникове, Алексее Щусеве — и о системе образования, которая была тогда одной из самых прогрессивных в мире. Она и сегодня не устарела, кстати.

Кураторы выставки Полина Стрельцова и Ирина Чепкунова предпочли, впрочем, не отслеживать дальнейшую судьбу передовых идей и остались в рамках того десятилетия, когда ВХУТЕМАС, а позднее ВХУТЕИН были еще живой реальностью. Ключевые события того периода отмечены на специально составленном хронографе — он выступает в роли настроечной таблицы, чтобы при обилии экспонатов зритель не терял исторических ориентиров. Сами же экспонаты — более 200 предметов из государственных собраний и частных архивов — призваны продемонстрировать удивительное разнообразие, царившее на факультете. Там происходили постоянные столкновения школ и принципов, причем отнюдь не всегда радикально авангардных. Рационалисты противостояли конструктивистам, неоклассики обособлялись от тех и других (но сами экспериментировали вполне в авангардном духе), ну а Мельников с Голосовым разрабатывали собственную пропедевтику. Эти и другие сюжетные линии кураторами внимательно рассмотрены и проиллюстрированы — параллельно с историей появления и развития отдельных мастерских.

В экспозиции есть и материалы, которые отражают профессиональные воззрения тех или иных преподавателей. «Все они были активно практикующими архитекторами, и через их практику раскрывается то, чему они могли учить студентов», — подчеркивает Полина Стрельцова.

Примером практической деятельности могут служить градостроительные проекты Владимира Семенова, из чьих первоначальных идей вырос в итоге знаменитый генплан Москвы 1935 года. И совсем малоизвестная сторона вхутемасовской жизни — образцы реставраторской науки вроде обмеров Сухаревой башни, выполненных Иваном Рыльским. На таких наглядных пособиях вырастала отечественная школа реставраторов.

«Архитектурный факультет был тем локомотивом, который двигал целый вуз», — говорит Полина Стрельцова. Тезис полемический, но абсолютно очевидно, что без архфака история ВХУТЕМАСа непредставима.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»
ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет
До 23 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+