18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зримый ВХУТЕМАС

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы дает представление о том, как был устроен и чем жил этот легендарный вуз, где преподавали не только новаторы, но и консерваторы

Видеть на выставке полные залы (в соответствии с карантинными нормами, конечно) несколько удивительно: все же не сплошные шедевры показывают, а в основном студенческие работы. Но слава открытых в Москве осенью 1920 года Высших художественно-технических мастерских велика, как и влияние этого вуза на развитие архитектуры и дизайна в нашей стране. А некоторые педагогические методы, рожденные в его стенах, повлияли на преподавание во многих советских учебных заведениях. Основной задачей ВХУТЕМАСа было профессиональное воспитание художников — а говоря современным языком, дизайнеров — для промышленного производства и мастеров-педагогов ремесленных училищ. Среди преподавателей нового учебного заведения были архитекторы и художники авангардных направлений в искусстве.

Об этом можно прочитать во множестве статей и монографий о ВХУТЕМАСе. Они иллюстрированы работами учащихся, но увидеть такое большое количество вещей студентов всех факультетов впервые можно на выставке в Музее Москвы. Куратор «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — Александра Селиванова, автор нескольких исследовательских проектов. Но у каждого из основных разделов выставки, рассказывающей обо всех факультетах, свои кураторы, над выставкой работал большой коллектив. Факультетов было девять: пять производственных, три художественных и основной, пропедевтический, обязательный для всех, где изучали пространство, объем, рисунок и цвет. Каждому из них выгорожено отдельное место, где можно увидеть работы как новаторские, так и традиционные, но соотношение их везде разное. Куратор каждого раздела выстраивал экспозицию по единому модулю: короткий текст о факультете, такие же по размеру пояснения к отдельным экспонатам и комментарии о деятельности преподавателей на этом факультете.

Самым новаторским на выставке видится архитектурный факультет, прежде всего благодаря дипломному проекту Георгия Крутикова «Город будущего», где жилые дома парят над землей, а люди перемещаются в летающих кабинах. Но студенты участвовали и в профессиональных конкурсах, в том числе на новое здание Библиотеки имени Ленина. Тут самым захватывающим и фантастичным, конечно, был проект Ивана Леонидова — со сферой читальных залов и небоскребом хранилища. Другие проекты выглядят много проще, но интереснее и изящнее выигравшего конкурс, по которому и построено всем известное тяжеловесное здание. Авангардистов на факультете возглавлял Николай Ладовский, а академическое направление — Иван Жолтовский. Факультет был многочисленным, его окончили 440 человек.

Еще больше — 530 — студентов выпустил живописный факультет, но на выставке он выглядит бледно, хотя мастерские там вели в разное время такие художники, как Илья Машков, Роберт Фальк, Надежда Удальцова. Картин показано немного, и они, честно говоря, довольно слабые.

Большой популярностью у зрителей пользуется раздел керамического факультета, один из самых малочисленных — выпустил всего 23 художника-керамиста. Там также преподавали люди с разными взглядами на искусство. Но главная проблема была не творческой: ВХУТЕМАС не имел печей для обжига. Так что в витринах стоят чашки дореволюционной формы, присланные с Дулевского, бывшего Кузнецовского, завода, расписанные супрематическими композициями. Белые заварочные чайники, правда, все авангардистские, иногда до комизма.

Тот же эффект соединения новой тематики и традиционной композиции легко найти и в разделе текстильного факультета: на многих эскизах трактора и звезды занимают место дореволюционных цветочков. Однако на факультете преподавали не только мастера-производственники, но и художник Варвара Степанова, верная конструктивизму, поэтому отраду для глаза обеспечивают абстрактные композиции.

Зато дерметфак — факультет обработки дерева и металла (в 1920-е годы любили аббревиатуры), где преподавал и Александр Родченко, был предан авангарду. Настольная лампа, изготовленная к выставке по проекту вхутемасовца Абрама Дамского, выглядит абсолютно современной, как и стол со стулом Петра Галактионова. Вообще, влияние Родченко заметно во всех работах этого раздела, заставляющих вспомнить его «Рабочий клуб» — классику конструктивизма.

Все без исключения разделы выставки интересны и для рассматривания, и для информации о разных аспектах деятельности учебного заведения, просуществовавшего до 1930 года (в 1927 году его переименовали во ВХУТЕИН — Высший художественный институт). Художники авангарда отрабатывали там свои новаторские идеи. Но среди преподавателей, стоит повторить, были не только они — были и традиционалисты и производственники. Институт три года возглавлял Владимир Фаворский, много сделавший для систематизации учебных программ всех факультетов. Он разработал курс по теории композиции, но и приглушил новаторство ВХУТЕМАСа.

Стоит заметить, что знаменитых художников среди преподавателей института много больше, чем среди выпускников. Но организаторы проделали огромную работу, собрав экспонаты из трех десятков музеев и архивов. Их увлеченность, даже влюбленность, во ВХУТЕМАС и авангард заметна во всем: и в архитектуре экспозиции, и в содержании выставки, и в подробных текстах к ней.

Музей Москвы
ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
До 11 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+