18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вселенная ВХУТЕМАСа поместилась в Музей Москвы

№86
Материал из газеты

Юбилейная выставка в Музее Москвы посвящена 100-летию основания Высших художественно-технических мастерских — колыбели современного художественного образования — и показывает это учебное заведение во всем его разнообразии

Среди отечественных художественных брендов, чью значимость признают во всем мире, ВХУТЕМАС — один из главных. Хотя привычная рифмовка этого учебного заведения с немецким Баухаусом скорее условность, очевидно: обе школы сыграли выдающуюся роль в глобальной реформе художественного образования. И обе пали жертвами тоталитарных идеологий.

В этом году исполняется 100 лет с момента организации Высших художественно-технических мастерских в Москве. Юбилейная экспозиция напрашивалась сама собой, вопрос заключался в том, какой она окажется и где пройдет. 

В итоге эту миссию взял на себя Музей Москвы — хоть и не самый крупный держатель фондов, связанных с сюжетом, зато инициативный игрок на поле выставок об авангарде. Под проект отдано внушительное экспозиционное пространство — Красный зал площадью почти 2 тыс. кв. м.

Что касается содержания, то оно диктовалось концепцией. Куратор выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», историк архитектуры Александра Селиванова в разговоре с корреспондентом The Art News­paper Russia охарактеризовала происходящее так: «Мы осуществили, наверное, первую попытку представить ВХУТЕМАС целиком — все факультеты и основное отделение с пропедевтическими дисциплинами. До того, конечно, были выставки на эту тему, но посвященные либо конкретному факультету, например архитектурному, либо с акцентом на педагогах. Мы решили, что интересно предъявить именно систему обучения — программы, методики, и поэтому показать не произведения звездных преподавателей, а студенческие работы».

Вся история ВХУТЕМАСа (вместе с пришедшим ему на смену ВХУТЕИНом) укладывается в одно десятилетие: в 1930 году институция была расформирована, по сути — разгромлена. Для объемности контекста к этому отрезку на выставке добавлено еще по паре лет — к началу и к концу: революционная вольница Первых и Вторых Свободных государственных художественных мастерских, чуть позже слившихся воедино, а также дискомфортный, морально тяжелый период обустройства «на обломках» в 1930‑х. Структурные транс­формации ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа — в виде таймлайна с инфографикой — демонстрируются на стене прямо у входа. А по экспозиции разбросаны аудиоточки, откуда звучат воспоминания бывших студентов.

«Основной тезис — ВХУТЕМАС как первое учебное заведение, где появилась профессия дизайнера, — рассказывает Александра Селиванова. — Естественно, акцент сделан на художественных факультетах — скульптурном, архитектурном, живописном. Но производственные факультеты — это абсолютная новация. Хотелось показать, как программы, придуманные Александром Весниным, Эль Лисицким, Любовью Поповой, Александром Родченко, интерпретировались и проявлялись во время учебы».

За каждый раздел отвечал свой куратор, так что интеллектуальная команда получилась многолюдной. Общее архитектурное решение — разумеется, с элементами вхутемасовской эстетики — обеспечивали Сергей Неботов и Анна Замри. Экспонаты собирали отовсюду: помимо ведущих столичных музеев, к участию в проекте привлечены наследники художников и частные коллекционеры.

К исторической экспозиции примыкает небольшой раздел из работ сегодняшних студентов. Их предоставили вузы и отдельные факультеты, которые сочтены кураторами достойными звания «наследников ВХУТЕМАСа». 

Музей Москвы
ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
10 ноября 2020 – 11 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+