Петербургский роман авангарда с советской властью

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда

Владимир Борискович (1905–1997). Эскиз декорации к балетному номеру. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Владимир Борискович (1905–1997). Эскиз декорации к балетному номеру.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Имена одних художников, как Михаил Матюшин (в доме которого находится сейчас Музей петербургского авангарда) или Израиль Лизак, знакомы если не всем, то интересантам точно. Имена других — Лидия Фролова-Багреева, Анна Каган — известны только специалистам.

Владимир Борискович (1905–1997). Эскиз декорации к балетному номеру. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Владимир Борискович (1905–1997). Эскиз декорации к балетному номеру.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

В 1918 году большевики задумали взрастить в стенах бывшей Академии художеств творцов нового типа. Учебное заведение постоянно меняло названия и программу обучения: СВОМАС, ПГСХУМ, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, ЛВХТИ. По сравнению с Москвой академизм в Северной столице сопротивлялся сильнее, хотя среди преподавателей были Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов. По мнению Малевича, с появлением супрематизма живопись завершилась. И поэтому могла существовать только как предмет изучения. В 1921 году совет ВХУТЕМАСа ответил ему созданием ГИНХУКа — Государственного института художественной культуры, с отделами живописной культуры (заведующий — Малевич), органической культуры (Матюшин), материальной культуры (Татлин, затем Николай Суетин), общей методологии (Филонов, затем Николай Пунин), фонетический (Игорь Терентьев) и внештатный экспериментальный (Павел Мансуров). Малевич развивал теорию прибавочного элемента, Матюшин исследовал цвет и форму в зависимости от условий зрительного восприятия, «татлинцы» занимались дизайном, «пунинцы» — арт-критикой, «мансуровцы» исследовали «архитектурную» деятельность живых организмов. На выставке — работы Матюшина, его коллажи, акварельные и карандашные зарисовки. Анна Каган, ученица Малевича, представлена картинами «Супрематизм» и «Машинная живопись». Ученик Филонова Всеволод Сулимо-Самуйлло аналитически изобразил «Матроса», Ревекка Левитон — «Композицию с двумя головами». 

Музей петербургского авангарда
Цвет и форма: ВХУТЕМАС — ГИНХУК
До 10 декабря

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+