Пятикратное воспевание ВХУТЕМАСа в Москве

Представляем пять выставок в музеях и галереях о классиках советского дизайна

В 2020 году исполнилось 100 лет со дня основания легендарной школы советского дизайна — Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Из-за карантина празднование сдвинулось на этот год. И выставок оказалось неожиданно много.

«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»
Музей Москвы

«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы. Фото: Музей Москвы
«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Самый крупный из проектов, разместившийся в стенах бывших Провиантских складов. ВХУТЕМАС здесь попробовали представить абсолютно со всех сторон: всеми факультетами, жанрами, причастными авторами, — с участием экспонатов из ГТГ, ГМИИ, Музея архитектуры и других важных музеев.

До 11 апреля


«ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет»
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Константин Мельников. «Дворец Труда в Охотном ряду, Москва». Конкурсный проект. 1923. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Константин Мельников. «Дворец Труда в Охотном ряду, Москва». Конкурсный проект. 1923.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Экспозиция сосредоточилась на одном из нескольких факультетов ВХУТЕМАСа — архитектурном, что совершенно логично, учитывая специализацию музея. Всего выставлено более 200 предметов: архитектурная графика и живопись, макеты, фотографии. Среди представленных авторов — Александр и Леонид Веснины, Иван Жолтовский, Константин Мельников, Алексей Щусев и многие другие.

До 23 мая


«Уроки ВХУТЕМАСА»
Две площадки: Дом-музей К.С.Станиславского и Музей-квартира В.И.Немировича-Данченко

Владимир Татлин. Макет декорации для спектакля «Глубокая разведка». 1943. Фотография фрагмента спектакля «Глубокая разведка» (III действие). 1943. Фото: музей МХАТ
Владимир Татлин. Макет декорации для спектакля «Глубокая разведка». 1943. Фотография фрагмента спектакля «Глубокая разведка» (III действие). 1943.
Фото: музей МХАТ

Совместная выставка Музея МХАТ и галереи Roza Azora, открывающаяся 26 февраля. В экспозиции представлены работы Марии и Наташи Арендт, педагогов и выпускников ВХУТЕМАСа из фондов музея и частного собрания семьи Арендт, эскизы и макеты таких мастеров, как Петр Вильямc, Игнатий Нивинский, Исаак Рабинович, Владимир Татлин.

До 11 апреля


«ВХУТЕМАС: наследие»
Галерея «Веллум»

Выставка «ВХУТЕМАС: наследие» в галерее «Веллум». Фото: Софья Багдасарова
Выставка «ВХУТЕМАС: наследие» в галерее «Веллум».
Фото: Софья Багдасарова

В частной галерее, располагающейся под массивными сводами Гостиного Двора, показывают редкие картины и рисунки Петра Кончаловского, Александра Лабаса, Игнатия Нивинского, Роберта Фалька, Александры Экстер из частных собраний (большинство из коллекции Любови Агафоновой), увидеть которые в обычной жизни шансов маловато. Посещение — по предварительной договоренности.

До 10 марта


«Детский ВХУТЕМАС»
Галерея «На Шаболовке», онлайн

Выставка «Детский ВХУТЕМАС» в галерее «На Шаболовке». Фото: галерея «На Шаболовке»
Выставка «Детский ВХУТЕМАС» в галерее «На Шаболовке».
Фото: галерея «На Шаболовке»

Выставка, посвященная тому, что придумывали представители ВХУТЕМАСа для советских детей, открылась в галерее «На Шаболовке» 26 августа прошлого года. Она должна была работать до января, но сдалась перед осенним локдауном. Зато осталась очень любопытная виртуальная прогулка, позволяющая хотя бы отдаленно приобщиться к этому неожиданному сегменту деятельности мастерских.

3D-тур: 3d.vzmoscow.ru/shabolovk

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+