18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собаку использовали не по назначению. И искусство тоже

Игра с участием робота-собаки, расстреливающего краской шедевры мирового искусства, призвана обратить общественное внимание на «смертельный военный потенциал» дроида

Некоторые характеристики Spot на виртуальной площадке Spot’s Rampage («Ярость Спота»). Фото: MSCFH
Некоторые характеристики Spot на виртуальной площадке Spot’s Rampage («Ярость Спота»).
Фото: MSCFH

Spot стоит гораздо дороже обычной домашней собаки — $74,5 тыс. Но это ведь и не простая собака, а робот, способный подниматься по лестнице, открывать двери и управлять различными гаджетами. И обладающий пугающим военным потенциалом — так считает нью-йоркская арт-группа MSCHF, которая, чтобы обратить внимание на эту его сторону, создала игру, доступную в интернете.

Посетители виртуальной площадки Spot’s Rampage («Ярость Спота») смогли получить возможность в течение двух минут контролировать робота-собаку при помощи своих мобильных устройств. Собака при этом перемещалась в реальном пространстве художественной галереи, стреляя из закрепленного на ее спине пейнтбольного ружья, заливающего краской расставленные вокруг знаменитые произведения мирового искусства.

Производящая Spot компания Boston Dynamics выразила в своем аккаунте в Twitter недовольство «провокационностью» проекта. «Мы осуждаем использование наших технологий в любом контексте, популяризирующем насилие, причинение ущерба или устрашение», — говорится в ее заявлении. «Провокационное искусство может способствовать развитию полезной дискуссии о роли технологий, — считают в компании. — Однако в данном случае искусство используется для того, чтобы в корне неверно представить Spot и то, как он может применяться в повседневной жизни».

Робот Spot в проекте Spot's Rampage («Ярость Спота»). Фото: MSCFH
Робот Spot в проекте Spot's Rampage («Ярость Спота»).
Фото: MSCFH

Неодобрение производителя, по-видимому, ничуть не беспокоит арт-группу MSCHF, известную громкими вирусными проектами вроде пары ботинок Birkenstocks, сделанных из сумок Hermès Birkin. «Мы поговорили с Boston Dynamics, и им СОВСЕМ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ эта идея, — пишут художники на своем сайте. — Они сказали, что дадут нам еще ДВУХ роботов Spot БЕСПЛАТНО, если мы уберем ружье. В результате нам еще больше захотелось сделать именно это, так что, если наш Spot перестанет работать, знайте, что в каждый из их роботов встроена система блокировки».

Boston Dynamics была основана в 1992 году; в минувшем декабре ее у японского конгломерата SoftBank приобрела за $1,1 млрд компания Hyundai. В 2017 году основатель и руководитель Boston Dynamics Марк Рэйберт рассказал на посвященной технологиям конференции газеты Wall Street Journal, что у робота-собаки, «возможно, будут покупатели среди военных» (с лета 2020 года этот шедевр робототехники поступил в открытую продажу. — TANR). Он добавил, что в случае использования Spot для причинения вреда человеку условия продажи будут аннулированы и что, в его представлении, основное применение робота ограничивается «рутинными задачами».

На той же конференции Рэйберт заявил, что тревога, которую Spot вызывает в обществе, связана главным образом с его биоморфным дизайном: из-за него у людей создается впечатление, что робот способен иметь собственное сознание, хотя на самом деле он ничем не отличается от современных автомобилей или самолетов, которые сейчас широко программируются на автономную работу. В результате образ четвероногих роботов-убийц все чаще встречается в популярной культуре. К примеру, создатели эпизода «Металлист» антиутопического телесериала Netflix «Черное зеркало» вдохновлялись именно роботами Boston Dynamics.

Робот Spot в проекте Spot's Rampage («Ярость Спота»). Фото: MSCFH
Робот Spot в проекте Spot's Rampage («Ярость Спота»).
Фото: MSCFH

И все же беспокойство арт-группы может быть небезосновательным: не так давно в Сети появилось видео о том, как полиция Нью-Йорка использует в Бронксе четвероногого робота, очень похожего на Spot производства Boston Dynamics.

«Их маркетинговая команда изо всех сил старается закрепить ассоциацию робота-собаки Spot с милыми видео в интернете», — рассказал NBC News Дэниел Гринберг, глава отдела стратегий и роста MSCHF (и правда, ролик с танцующими роботами или постановочное видео, где антропоморфный робот прижимает к груди собачку и спасает ее от злых людей, набрали десятки тысяч просмотров. — TANR). «Spot — это снаряд эмпатии, — говорится на сайте MSCHF. — Когда роботы-убийцы придут в Америку, они будут пушистыми созданиями с мячиком во рту… а полиция и военные определенно будут использовать это, чтобы убивать людей».

От себя добавим только, что видеть, как Spot спотыкается о Венеру Милосскую и поскальзывается на коробке Brillo из инсталляции Энди Уорхола, очень смешно. В реквизите шоу-игры также использованы копии «Велосипедного колеса» Марселя Дюшана, скульптуры художника KAWS, древней китайской вазы и других известных произведений мирового искусства.

В России единственным владельцем робота-собаки является Сбербанк, который приобрел ее в «образовательных и исследовательских целях».

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+