18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Собаку использовали не по назначению. И искусство тоже

Игра с участием робота-собаки, расстреливающего краской шедевры мирового искусства, призвана обратить общественное внимание на «смертельный военный потенциал» дроида

Spot стоит гораздо дороже обычной домашней собаки — $74,5 тыс. Но это ведь и не простая собака, а робот, способный подниматься по лестнице, открывать двери и управлять различными гаджетами. И обладающий пугающим военным потенциалом — так считает нью-йоркская арт-группа MSCHF, которая, чтобы обратить внимание на эту его сторону, создала игру, доступную в интернете.

Посетители виртуальной площадки Spot’s Rampage («Ярость Спота») смогли получить возможность в течение двух минут контролировать робота-собаку при помощи своих мобильных устройств. Собака при этом перемещалась в реальном пространстве художественной галереи, стреляя из закрепленного на ее спине пейнтбольного ружья, заливающего краской расставленные вокруг знаменитые произведения мирового искусства.

Производящая Spot компания Boston Dynamics выразила в своем аккаунте в Twitter недовольство «провокационностью» проекта. «Мы осуждаем использование наших технологий в любом контексте, популяризирующем насилие, причинение ущерба или устрашение», — говорится в ее заявлении. «Провокационное искусство может способствовать развитию полезной дискуссии о роли технологий, — считают в компании. — Однако в данном случае искусство используется для того, чтобы в корне неверно представить Spot и то, как он может применяться в повседневной жизни».

Неодобрение производителя, по-видимому, ничуть не беспокоит арт-группу MSCHF, известную громкими вирусными проектами вроде пары ботинок Birkenstocks, сделанных из сумок Hermès Birkin. «Мы поговорили с Boston Dynamics, и им СОВСЕМ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ эта идея, — пишут художники на своем сайте. — Они сказали, что дадут нам еще ДВУХ роботов Spot БЕСПЛАТНО, если мы уберем ружье. В результате нам еще больше захотелось сделать именно это, так что, если наш Spot перестанет работать, знайте, что в каждый из их роботов встроена система блокировки».

Boston Dynamics была основана в 1992 году; в минувшем декабре ее у японского конгломерата SoftBank приобрела за $1,1 млрд компания Hyundai. В 2017 году основатель и руководитель Boston Dynamics Марк Рэйберт рассказал на посвященной технологиям конференции газеты Wall Street Journal, что у робота-собаки, «возможно, будут покупатели среди военных» (с лета 2020 года этот шедевр робототехники поступил в открытую продажу. — TANR). Он добавил, что в случае использования Spot для причинения вреда человеку условия продажи будут аннулированы и что, в его представлении, основное применение робота ограничивается «рутинными задачами».

На той же конференции Рэйберт заявил, что тревога, которую Spot вызывает в обществе, связана главным образом с его биоморфным дизайном: из-за него у людей создается впечатление, что робот способен иметь собственное сознание, хотя на самом деле он ничем не отличается от современных автомобилей или самолетов, которые сейчас широко программируются на автономную работу. В результате образ четвероногих роботов-убийц все чаще встречается в популярной культуре. К примеру, создатели эпизода «Металлист» антиутопического телесериала Netflix «Черное зеркало» вдохновлялись именно роботами Boston Dynamics.

И все же беспокойство арт-группы может быть небезосновательным: не так давно в Сети появилось видео о том, как полиция Нью-Йорка использует в Бронксе четвероногого робота, очень похожего на Spot производства Boston Dynamics.

«Их маркетинговая команда изо всех сил старается закрепить ассоциацию робота-собаки Spot с милыми видео в интернете», — рассказал NBC News Дэниел Гринберг, глава отдела стратегий и роста MSCHF (и правда, ролик с танцующими роботами или постановочное видео, где антропоморфный робот прижимает к груди собачку и спасает ее от злых людей, набрали десятки тысяч просмотров. — TANR). «Spot — это снаряд эмпатии, — говорится на сайте MSCHF. — Когда роботы-убийцы придут в Америку, они будут пушистыми созданиями с мячиком во рту… а полиция и военные определенно будут использовать это, чтобы убивать людей».

От себя добавим только, что видеть, как Spot спотыкается о Венеру Милосскую и поскальзывается на коробке Brillo из инсталляции Энди Уорхола, очень смешно. В реквизите шоу-игры также использованы копии «Велосипедного колеса» Марселя Дюшана, скульптуры художника KAWS, древней китайской вазы и других известных произведений мирового искусства.

В России единственным владельцем робота-собаки является Сбербанк, который приобрел ее в «образовательных и исследовательских целях».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+