18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собаку использовали не по назначению. И искусство тоже

Игра с участием робота-собаки, расстреливающего краской шедевры мирового искусства, призвана обратить общественное внимание на «смертельный военный потенциал» дроида

Spot стоит гораздо дороже обычной домашней собаки — $74,5 тыс. Но это ведь и не простая собака, а робот, способный подниматься по лестнице, открывать двери и управлять различными гаджетами. И обладающий пугающим военным потенциалом — так считает нью-йоркская арт-группа MSCHF, которая, чтобы обратить внимание на эту его сторону, создала игру, доступную в интернете.

Посетители виртуальной площадки Spot’s Rampage («Ярость Спота») смогли получить возможность в течение двух минут контролировать робота-собаку при помощи своих мобильных устройств. Собака при этом перемещалась в реальном пространстве художественной галереи, стреляя из закрепленного на ее спине пейнтбольного ружья, заливающего краской расставленные вокруг знаменитые произведения мирового искусства.

Производящая Spot компания Boston Dynamics выразила в своем аккаунте в Twitter недовольство «провокационностью» проекта. «Мы осуждаем использование наших технологий в любом контексте, популяризирующем насилие, причинение ущерба или устрашение», — говорится в ее заявлении. «Провокационное искусство может способствовать развитию полезной дискуссии о роли технологий, — считают в компании. — Однако в данном случае искусство используется для того, чтобы в корне неверно представить Spot и то, как он может применяться в повседневной жизни».

Неодобрение производителя, по-видимому, ничуть не беспокоит арт-группу MSCHF, известную громкими вирусными проектами вроде пары ботинок Birkenstocks, сделанных из сумок Hermès Birkin. «Мы поговорили с Boston Dynamics, и им СОВСЕМ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ эта идея, — пишут художники на своем сайте. — Они сказали, что дадут нам еще ДВУХ роботов Spot БЕСПЛАТНО, если мы уберем ружье. В результате нам еще больше захотелось сделать именно это, так что, если наш Spot перестанет работать, знайте, что в каждый из их роботов встроена система блокировки».

Boston Dynamics была основана в 1992 году; в минувшем декабре ее у японского конгломерата SoftBank приобрела за $1,1 млрд компания Hyundai. В 2017 году основатель и руководитель Boston Dynamics Марк Рэйберт рассказал на посвященной технологиям конференции газеты Wall Street Journal, что у робота-собаки, «возможно, будут покупатели среди военных» (с лета 2020 года этот шедевр робототехники поступил в открытую продажу. — TANR). Он добавил, что в случае использования Spot для причинения вреда человеку условия продажи будут аннулированы и что, в его представлении, основное применение робота ограничивается «рутинными задачами».

На той же конференции Рэйберт заявил, что тревога, которую Spot вызывает в обществе, связана главным образом с его биоморфным дизайном: из-за него у людей создается впечатление, что робот способен иметь собственное сознание, хотя на самом деле он ничем не отличается от современных автомобилей или самолетов, которые сейчас широко программируются на автономную работу. В результате образ четвероногих роботов-убийц все чаще встречается в популярной культуре. К примеру, создатели эпизода «Металлист» антиутопического телесериала Netflix «Черное зеркало» вдохновлялись именно роботами Boston Dynamics.

И все же беспокойство арт-группы может быть небезосновательным: не так давно в Сети появилось видео о том, как полиция Нью-Йорка использует в Бронксе четвероногого робота, очень похожего на Spot производства Boston Dynamics.

«Их маркетинговая команда изо всех сил старается закрепить ассоциацию робота-собаки Spot с милыми видео в интернете», — рассказал NBC News Дэниел Гринберг, глава отдела стратегий и роста MSCHF (и правда, ролик с танцующими роботами или постановочное видео, где антропоморфный робот прижимает к груди собачку и спасает ее от злых людей, набрали десятки тысяч просмотров. — TANR). «Spot — это снаряд эмпатии, — говорится на сайте MSCHF. — Когда роботы-убийцы придут в Америку, они будут пушистыми созданиями с мячиком во рту… а полиция и военные определенно будут использовать это, чтобы убивать людей».

От себя добавим только, что видеть, как Spot спотыкается о Венеру Милосскую и поскальзывается на коробке Brillo из инсталляции Энди Уорхола, очень смешно. В реквизите шоу-игры также использованы копии «Велосипедного колеса» Марселя Дюшана, скульптуры художника KAWS, древней китайской вазы и других известных произведений мирового искусства.

В России единственным владельцем робота-собаки является Сбербанк, который приобрел ее в «образовательных и исследовательских целях».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+