18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картину, созданную искусственным интеллектом, впервые продали на аукционе

«Портрет Эдмона Белами» куплен на Christie’s за $432,5 тыс., в 45 раз дороже, чем предполагалось

Obvious. «Портрет Эдмонда Белами». На торгах Christie’s в категории «Тиражные работы». Фото: Obvious
Obvious. «Портрет Эдмонда Белами». На торгах Christie’s в категории «Тиражные работы».
Фото: Obvious

Алгоритм, создавший картину, придуман группой ученых (Хьюго Каселлес-Дюпре, Пьер Фотрель и Готье Вернье), базирующихся в Париже и называющих себя Obvious («Очевидный»). Он описывается сложной формулой и основан на состязании двух нейросетей: «производителя» (генератор) и «различителя» (дискриминатор). «Алгоритм состоит из двух частей, — разъяснил перед торгами Christie’s один из ученых, Хьюго Каселлес-Дюпре. — С одной стороны — генератор, с другой — дискриминатор. Мы дали системе базу данных из 15 тыс. портретов, написанных в период между XIV и XX веками. Генератор создавал новое изображение на основе этих данных, а дискриминатор пытался определить разницу между изображением, созданным человеком, и тем, что сотворил генератор. Цель в том, чтобы обмануть дискриминатор, чтобы он принял новые образы за реальные портреты».

Глядя на «Портрет Эдмона Белами», хочется предложить обеим частям искусственного интеллекта потренироваться еще. Изображение модели на картине странно смещено вверх, черты лица расплываются, и в целом все гораздо больше напоминает концептуальное произведение современного искусства, пародирующее классическую живопись (например, как у Гленна Брауна). Теми же особенностями обладают все портреты, созданные алгоритмом Obvious, — а их уже немало, и они объединены в подобие семьи для выдуманной модели, Эдмона Белами. «Мы проделали некоторую работу с базой обнаженных моделей и пейзажей, — говорит Касселес-Дюпре, — и подкармливали алгоритмы множеством других работ известных художников. Но обнаружили, что портреты лучше всего иллюстрируют нашу точку зрения, которая заключается в том, что алгоритмы способны подражать художественному творчеству».

Obvious. «Портрет Эдмонда Белами». Продан за $432,5 на торгах Christie’s. Фото: Obvious
Obvious. «Портрет Эдмонда Белами». Продан за $432,5 на торгах Christie’s.
Фото: Obvious

В этом направлении работают не только парижские ученые. Ахмед Эльгаммал, директор Лаборатории искусства и искусственного интеллекта в Университете Ратгерса в Нью-Джерси, ставит эксперименты с другой системой, запрограммированной на производство нового, отличного от того, что она видит в базе данных, которая состоит из разнообразных картин, созданных начиная с XIV века. Интересно, что этот алгоритм продуцирует много абстракций. «Я думаю, это потому, — говорит исследователь, — что алгоритм понял, что искусство развивается по определенной траектории. Если он хочет создать что-то новое, он не может вернуться к фигуративной живописи, как было в искусстве до ХХ века. Искусственный интеллект осознал, что находит больше возможностей, когда стремится к абстракции — вот где есть место для новизны».

«Портрет Эдмона Белами» был предварительно оценен в $7–10 тыс., но после ожесточенного торга на аукционе в категории «Тиражные работы» подорожал до $432,5 тыс., что, несомненно, указывает на интерес человечества к произведениям машин. Но вопрос о том, можно ли считать такие картины настоящим искусством, остается открытым.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+