Лень как двигатель прогресса: выставка «Инновация как художественный прием» в Эрмитаже

Павел Пепперштейн, Дмитрий Гутов, Миша Most и их западные коллеги не на шутку вдохновились достижениями научно-технической мысли. Результат изысканий обнадеживает: заменить художника искусственный разум не способен. Пока

Павел Пепперштейн. Из серии «Шлемы близкого будущего». 2018. Фото: Государственный Эрмитаж
Павел Пепперштейн. Из серии «Шлемы близкого будущего». 2018.
Фото: Государственный Эрмитаж

Когда ирландский художник Кевин Абош, смело пытающийся ввести в арсенал искусства блокчейн и криптовалюты, получил письмо с предложением выставить свою работу в Эрмитаже, он чуть не отправил его в корзину. Послание он принял за проделки кибермошенников. Слыханное ли дело — экспозиция медиаарта в Зимнем дворце? Ясно же, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Однако невозможное возможно, если за дело берется всегда готовый к экспериментам отдел современного искусства Эрмитажа во главе с Дмитрием Озерковым (а поддержку ему оказывает фонд «ВЭБ Инновации»). 

Название экспозиции отсылает к статье Виктора Шкловского «Искусство как прием». Впрочем, авторов проекта — самого Озеркова и независимого куратора Викторию Кондрашову — вдохновляли не только доводы классика, но и тайны эрмитажного закулисья, скрытые от глаз посетителей. «Музей сегодня — место, где трудится огромное количество роботов, — рассказал Дмитрий Озерков на открытии. — Есть роботы-подъемники, роботы-осветители, роботы-увлажнители, роботы-датчики самого разного рода, не говоря уже про различные коммутаторы, роутеры и т.д. Современное искусство — единственное искусство, которое может начать диалог с этим невидимым, но постоянно совершенствующимся слоем музея», — заявил он.

Дэниел Розен. «Деревянное зеркало». Фото: Государственный Эрмитаж
Дэниел Розен. «Деревянное зеркало».
Фото: Государственный Эрмитаж

Справедливости ради, не все технологии, продемонстрированные на выставке, так уж инновационны. Работа Supersonic № 6 Бьёрна Шюльке, которая издает мелодичные звуки, реагируя на движения зрителя, — не что иное, как заключенный в недра эффектной скульптуры из стекловолокна терменвокс (этот музыкальный инструмент изобретен Львом Терменом еще в 1928 году). Группа «Куда бегут собаки» представила «Фобию завтра», объект, печатающий на руке зрителя завтрашнее число, — механизм скорее концептуальный, нежели интеллектуальный. Российский и британский ученый Константин Новоселов, нобелевский лауреат, изобретатель самого тонкого в мире материала графена, и вовсе выставил на суд публики каллиграфию — правда, графеновыми чернилами. В эрмитажном проекте физик, удостоенный рыцарского титула за научные заслуги, впервые выступил в качестве художника. 

Дмитрия Гутова мир квантовой физики завораживает чисто визуально — дебри проводов кажутся ему похожими на джунгли. Так на стене над столом с работающим лабораторным оборудованием возникла проекция «Афинской школы» Рафаэля, обрамленная зеленью.

Миша Most. «Эволюция 2.1». 2017. Фото: Государственный Эрмитаж
Миша Most. «Эволюция 2.1». 2017.
Фото: Государственный Эрмитаж

В других работах техника становится в прямом смысле действующим лицом, претендуя на роль полноправного соавтора художника или выполняя за него львиную долю «черной» работы. Молодой художник Егор Крафт, натренировав искусственный интеллект на десятках тысяч изображений, поручил ему воссоздать в технике 3D-печати утраченные фрагменты античных статуй и барельефов. Результат обнадеживает — при беглом взгляде и не разберешь, где подлинная античность, а где машинная реконструкция. Робот-абстракционист Дмитрия Каварги «Поглощающий концепции» анализирует тексты и преобразует их в беспредметную живопись. Изображение, в свою очередь, превращается в звук в проекте Павла Пепперштейна. Графическая серия «Шлемы близкого будущего» создана под впечатлением от посещения лаборатории «НейроНет», где разрабатывают оборудование, реагирующее на импульсы мозга, — оно дает полностью парализованным людям возможность общаться. В воображении художника прозаические датчики превращаются в изящные головные уборы, с помощью которых «испытуемые» могут визуализировать навязчивые образы, возникшие в их воображении. Соавтор проекта музыкант и философ Никита Василенко заставил программу анализировать очертания шлемов и генерировать на их основе звуковые последовательности. «Этот прием можно назвать девизуализацией или аудиолизацией. Рисунки переводятся в некие алгоритмы, те — в звук, а тот вплетается в музыку, которую зритель может послушать, надев наушники. Таким образом он не только видит, но и слышит рисунок», — объясняет Пепперштейн. 

Дэниэл Розин. Группа «Куда бегут собаки». «Фобия завтра». Фото: Государственный Эрмитаж
Дэниэл Розин. Группа «Куда бегут собаки». «Фобия завтра».
Фото: Государственный Эрмитаж

Однако цель кураторов — не столько поразить зрителя технической изощренностью экспонатов, сколько заставить его задуматься над вопросами, которые не решить ни одной вычислительной машине. Может ли зритель стать соавтором художника или он ограничен ролью пассивного потребителя интерактивных аттракционов? Способен ли искусственный разум творить? Оправданны ли эстетически манипуляции по преобразованию изображения в нечто невизуальное и обратно? Может ли создание подменить собой создателя? Миша Most, показывая уже знакомый москвичам по выставке на «Винзаводе» дрон, умеющий рисовать на стенах, объявил: «Мне было важно, чтобы он полностью повторял мои линии и мог делать такие же работы, какие делаю я. Задача была создать не просто рисующий дрон, а дрон-ассистент. Раньше у художников были ассистенты, в будущем им станут помогать роботы». (Это ли не спасение для недисциплинированных творцов, которым создать шедевр мешает исключительно лень?) 

А вот Павла Пепперштейна перспектива автоматизировать труд художника не прельщает. Его воображаемые шлемы-визуализаторы — не более чем гаджет для развлечения и модный аксессуар: «испытуемые», как ни напрягают воображение, не могут породить ничего оригинальнее, чем образ Ленина или самого себя, распятого на кресте. «Профессия художника не исчезнет и будет продолжать существовать в самых консервативных формах. Неслучайно в этом проекте применена такая консервативная техника, как рисунок акварелью, — рассказал он TANR. — Я глубоко убежден, что технология — это заклятый враг художника. Именно поэтому художник, как очень хитрое существо, стремится заранее помириться со своим врагом, втереться к нему в доверие и сделаться для него необходимым».

Выставка работает до 3 июня.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+