18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Дроздов: «Важно, чтобы люди в Москве были в курсе активностей Ельцин Центра в Уральском регионе»

№88
Материал из газеты

Исполнительный директор Ельцин Центра рассказал, как и зачем будет работать филиал институции в Москве

В конце юбилейного для Бориса Ельцина (1931–2007) года в Москве откроется филиал Ельцин Центра, успешно работающего в Екатеринбурге. Его исполнительный директор Александр Дроздов рассказал о том, как приводился в порядок особняк Долгоруковых — Бобринских, переданный в распоряжение центра, и что там будет происходить.

Новость о московском филиале прозвучала неожиданно. Но работы ведь велись давно. Вы не расскажете, как проект начинался?

В 2000 году, когда, как мы помним, первый президент России Борис Николаевич Ельцин ушел в отставку, был создан фонд его имени — частный, благотворительный, некоммерческий. Он существует и поныне. Своей целью он ставил сохранение исторического наследия первого президента, и с тех пор эта цель не изменилась. Но своим домом мы обзавелись не сразу.

В 2008 году Госдума приняла 68-й федеральный закон, согласно которому все президенты РФ (а у нас их трое: Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин) получили право открывать свои центры. Согласно еще одной законодательной инициативе — поправке к 73-му федеральному закону — для этих целей правительство может выделять здания — объекты культурного наследия федерального значения. Так мы получили в долгосрочную аренду на 49 лет особняк Долгоруковых — Бобринских на Малой Никитской улице, с условием его полной реконструкции, реставрации и приспособления к современным нуждам. Дом нам передали по распоряжению правительства РФ в 2007 году, когда Ельцин Центра даже в планах не было. В течение пяти лет мы самостоятельно разрабатывали проект, вели противоаварийные работы: копали землю, меняли наружные и внутренние сети. Параллельно с проектировщиками и специалистами Мосгорнаследия работали археологи. В 2016-м под одобренный проект из федерального бюджета мы получили 1,499 млрд руб. на завершающий этап реставрации. По плану филиал Ельцин Центра в Москве откроется в конце нынешнего года.

Чем он будет отличаться от Ельцин Центра в Екатеринбурге, который работает с 2015 года?

Здание в Екатеринбурге на порядок больше — 86 тыс. кв. м, дом в Москве — всего 6 тыс. Там современная архитектура, здесь — историческое здание конца ХVIII — начала XIX века (мы не имеем права менять его планировку и должны максимально бережно восстановить интерьеры). В Екатеринбурге функционирует полноценный музей Бориса Николаевича Ельцина, а в Москве мы даже и не ставили перед собой такую задачу. Поэтому дом в Москве будет работать иначе — с акцентом на коммуникативные, интер­активные и образовательные программы.

Могли бы мы совершить воображаемый тур по московскому филиалу Ельцин Центра?

Вход в комплекс будет со стороны Малой Никитской, через восточный (правый, если смотреть на фасад) флигель, где мы развернем экспозицию, посвященную истории дома и его обитателям. Самые знаменитые владельцы усадьбы — Бобринские. Эта семья ведет историю с графа Бобринского, сына Екатерины II и Григория Орлова. В XIX веке его потомки проявили себя во многих сферах: строили фабрики, развивали банковское дело, занимались наукой. Например, граф Алексей Алексеевич Бобринский (1861–1938) был выдающимся этнографом, специалистом по Средней Азии, одним из зачинателей архивного дела в России. Мы дружны с потомками этой фамилии и надеемся с их помощью собрать и представить интересный материал.

Далее, если идти по флигелю, мы попадем в пушкинские комнаты. Интерактивная экспозиция «Пушкинский след» создается в тандеме с московским музеем поэта. Замечательный автор Сергей Разгонов (в прошлом главный редактор журнала «Памятники Отечества» и мой друг, к сожалению, ныне покойный) много писал о Москве и раскопал одну малоизвестную историю об Александре Сергеевиче. Наш великий поэт в пору сватовства к Наталье Гончаровой — и по этой причине частых визитов в Москву — останавливался у своего друга, снимавшего восточный флигель в доме Бобринских. Однажды поэт и граф Бобринский сильно повздорили из-за неуместной остроты Пушкина в адрес графини. Дело едва не завершилось дуэлью — как раз во дворе нашего дома, где тогда, как и сейчас, росли липы и клены.

А что там будет еще?

На втором этаже флигеля откроется пространство для образовательных, выставочных программ. Этот формат — просвещать через развлечение — мы с успехом опробовали в Екатеринбурге. 

Далее через галерею мы попадаем в главное здание. (Сама галерея — с большими окнами, залитая светом — наверняка будет использоваться как временный выставочный зал.) На первом этаже мы планируем экспозицию о допрезидентской работе Бориса Николаевича Ельцина в Москве, когда он возглавлял городскую партийную организацию. Представим документы, мемориальные вещи, на мониторах будет идти архивная хроника. Смысловой центр этой части дома — небольшой зал с плазменной панелью для онлайн-трансляций событий в Екатеринбурге. Очень важно, чтобы люди в Москве были в курсе наших масштабных активностей в Уральском регионе. Здесь же, на первом этаже, будут работать библиотека и книжный магазин, на минус первом — архив.

Если по парадной лестнице подняться на второй этаж, то мы попадем в самое эффектное пространство нашего комплекса — бальный зал с верхним вторым светом и хорами для оркестра.

Будете проводить балы?

Рождественские балы для детей — прекрасная традиция. Тем более что, по одной исторической версии, в этих стенах проходила свадьба Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Но и помимо танцев этому пространству легко найти применение: оно подходит для конференций и встреч, кинопоказов, камерных концертов и небольших театральных постановок.

На этом же парадном втором этаже располагается череда гостиных с сохраненным историческим декором — их мы будем использовать для более камерных мероприятий.

Насколько близко к оригиналу вы восстановили исторические интерьеры?

Мы привели в порядок росписи плафонов на втором этаже — это несколько сотен квадратных метров живописи. Удалось сохранить родные дубовые двери, даже бронзовую фурнитуру. По историческим образцам воссозданы лепнина и паркет, мраморные полы. Не могу сказать, что интерьеры — точная реплика XIX века, но и вопиющего пластмассового новодела в доме не будет. 

В западном флигеле откроется кафе-буфет для посетителей и сотрудников.

Третий, антресольный этаж отдан различным офисным службам. 

Кроме того, на минус первом этаже, под внутренним двором, у нас есть подземная парковка. А в самом дворе летом мы планируем культурные инициативы на свежем воздухе, зимой — каток. Наша цель — сделать Ельцин Центр максимально открытым и полезным людям и городу.

Собираетесь ли вы показать в новом доме выставку «Авангард. На телеге в XXI век», которая с 18 сентября 2020-го по 17 января 2021-го работала в Ельцин Центре?

Основу этой выставки составили новые работы, обнаруженные исследователем русского авангарда Андреем Сарабьяновым в Вятском художественном музее, а также в яранском и слободском краеведческих музеях. После Екатеринбурга мы должны были показать ее в ГМИИ, но из-за коронавируса музейные планы изменились. У нас есть обязательства перед Вяткой — в ближайшее время выставка переедет туда, а потом посмотрим. Возможно, нашими партнерами в Москве станут частные музеи (Зверева или русского импрессионизма), а возможно, если к тому времени Ельцин Центр здесь будет сдан в эксплуатацию, покажем выставку у себя. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+