Александр Дроздов: «Важно, чтобы люди в Москве были в курсе активностей Ельцин Центра в Уральском регионе»

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Исполнительный директор Ельцин Центра рассказал, как и зачем будет работать филиал институции в Москве

Исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов. Фото: Президентский центр Б.Н.Ельцина
Исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов.
Фото: Президентский центр Б.Н.Ельцина

В конце юбилейного для Бориса Ельцина (1931–2007) года в Москве откроется филиал Ельцин Центра, успешно работающего в Екатеринбурге. Его исполнительный директор Александр Дроздов рассказал о том, как приводился в порядок особняк Долгоруковых — Бобринских, переданный в распоряжение центра, и что там будет происходить.

Новость о московском филиале прозвучала неожиданно. Но работы ведь велись давно. Вы не расскажете, как проект начинался?

В 2000 году, когда, как мы помним, первый президент России Борис Николаевич Ельцин ушел в отставку, был создан фонд его имени — частный, благотворительный, некоммерческий. Он существует и поныне. Своей целью он ставил сохранение исторического наследия первого президента, и с тех пор эта цель не изменилась. Но своим домом мы обзавелись не сразу.

В 2008 году Госдума приняла 68-й федеральный закон, согласно которому все президенты РФ (а у нас их трое: Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин) получили право открывать свои центры. Согласно еще одной законодательной инициативе — поправке к 73-му федеральному закону — для этих целей правительство может выделять здания — объекты культурного наследия федерального значения. Так мы получили в долгосрочную аренду на 49 лет особняк Долгоруковых — Бобринских на Малой Никитской улице, с условием его полной реконструкции, реставрации и приспособления к современным нуждам. Дом нам передали по распоряжению правительства РФ в 2007 году, когда Ельцин Центра даже в планах не было. В течение пяти лет мы самостоятельно разрабатывали проект, вели противоаварийные работы: копали землю, меняли наружные и внутренние сети. Параллельно с проектировщиками и специалистами Мосгорнаследия работали археологи. В 2016-м под одобренный проект из федерального бюджета мы получили 1,499 млрд руб. на завершающий этап реставрации. По плану филиал Ельцин Центра в Москве откроется в конце нынешнего года.

Чем он будет отличаться от Ельцин Центра в Екатеринбурге, который работает с 2015 года?

Здание в Екатеринбурге на порядок больше — 86 тыс. кв. м, дом в Москве — всего 6 тыс. Там современная архитектура, здесь — историческое здание конца ХVIII — начала XIX века (мы не имеем права менять его планировку и должны максимально бережно восстановить интерьеры). В Екатеринбурге функционирует полноценный музей Бориса Николаевича Ельцина, а в Москве мы даже и не ставили перед собой такую задачу. Поэтому дом в Москве будет работать иначе — с акцентом на коммуникативные, интер­активные и образовательные программы.

Правый флигель усадьбы Долгоруковых — Бобринских до начала реконструкции в 2013 году. Фото: Софья Багдасарова
Правый флигель усадьбы Долгоруковых — Бобринских до начала реконструкции в 2013 году.
Фото: Софья Багдасарова

Могли бы мы совершить воображаемый тур по московскому филиалу Ельцин Центра?

Вход в комплекс будет со стороны Малой Никитской, через восточный (правый, если смотреть на фасад) флигель, где мы развернем экспозицию, посвященную истории дома и его обитателям. Самые знаменитые владельцы усадьбы — Бобринские. Эта семья ведет историю с графа Бобринского, сына Екатерины II и Григория Орлова. В XIX веке его потомки проявили себя во многих сферах: строили фабрики, развивали банковское дело, занимались наукой. Например, граф Алексей Алексеевич Бобринский (1861–1938) был выдающимся этнографом, специалистом по Средней Азии, одним из зачинателей архивного дела в России. Мы дружны с потомками этой фамилии и надеемся с их помощью собрать и представить интересный материал.

Далее, если идти по флигелю, мы попадем в пушкинские комнаты. Интерактивная экспозиция «Пушкинский след» создается в тандеме с московским музеем поэта. Замечательный автор Сергей Разгонов (в прошлом главный редактор журнала «Памятники Отечества» и мой друг, к сожалению, ныне покойный) много писал о Москве и раскопал одну малоизвестную историю об Александре Сергеевиче. Наш великий поэт в пору сватовства к Наталье Гончаровой — и по этой причине частых визитов в Москву — останавливался у своего друга, снимавшего восточный флигель в доме Бобринских. Однажды поэт и граф Бобринский сильно повздорили из-за неуместной остроты Пушкина в адрес графини. Дело едва не завершилось дуэлью — как раз во дворе нашего дома, где тогда, как и сейчас, росли липы и клены.

А что там будет еще?

На втором этаже флигеля откроется пространство для образовательных, выставочных программ. Этот формат — просвещать через развлечение — мы с успехом опробовали в Екатеринбурге. 

Главное здание усадьбы Долгоруковых — Бобринских на Малой Никитской, 2011 год. Фото: Алексей Tavix/Фотобанк Лори
Главное здание усадьбы Долгоруковых — Бобринских на Малой Никитской, 2011 год.
Фото: Алексей Tavix/Фотобанк Лори

Далее через галерею мы попадаем в главное здание. (Сама галерея — с большими окнами, залитая светом — наверняка будет использоваться как временный выставочный зал.) На первом этаже мы планируем экспозицию о допрезидентской работе Бориса Николаевича Ельцина в Москве, когда он возглавлял городскую партийную организацию. Представим документы, мемориальные вещи, на мониторах будет идти архивная хроника. Смысловой центр этой части дома — небольшой зал с плазменной панелью для онлайн-трансляций событий в Екатеринбурге. Очень важно, чтобы люди в Москве были в курсе наших масштабных активностей в Уральском регионе. Здесь же, на первом этаже, будут работать библиотека и книжный магазин, на минус первом — архив.

Если по парадной лестнице подняться на второй этаж, то мы попадем в самое эффектное пространство нашего комплекса — бальный зал с верхним вторым светом и хорами для оркестра.

Будете проводить балы?

Рождественские балы для детей — прекрасная традиция. Тем более что, по одной исторической версии, в этих стенах проходила свадьба Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Но и помимо танцев этому пространству легко найти применение: оно подходит для конференций и встреч, кинопоказов, камерных концертов и небольших театральных постановок.

На этом же парадном втором этаже располагается череда гостиных с сохраненным историческим декором — их мы будем использовать для более камерных мероприятий.

Насколько близко к оригиналу вы восстановили исторические интерьеры?

Мы привели в порядок росписи плафонов на втором этаже — это несколько сотен квадратных метров живописи. Удалось сохранить родные дубовые двери, даже бронзовую фурнитуру. По историческим образцам воссозданы лепнина и паркет, мраморные полы. Не могу сказать, что интерьеры — точная реплика XIX века, но и вопиющего пластмассового новодела в доме не будет. 

В западном флигеле откроется кафе-буфет для посетителей и сотрудников.

Третий, антресольный этаж отдан различным офисным службам. 

Кроме того, на минус первом этаже, под внутренним двором, у нас есть подземная парковка. А в самом дворе летом мы планируем культурные инициативы на свежем воздухе, зимой — каток. Наша цель — сделать Ельцин Центр максимально открытым и полезным людям и городу.

Собираетесь ли вы показать в новом доме выставку «Авангард. На телеге в XXI век», которая с 18 сентября 2020-го по 17 января 2021-го работала в Ельцин Центре?

Основу этой выставки составили новые работы, обнаруженные исследователем русского авангарда Андреем Сарабьяновым в Вятском художественном музее, а также в яранском и слободском краеведческих музеях. После Екатеринбурга мы должны были показать ее в ГМИИ, но из-за коронавируса музейные планы изменились. У нас есть обязательства перед Вяткой — в ближайшее время выставка переедет туда, а потом посмотрим. Возможно, нашими партнерами в Москве станут частные музеи (Зверева или русского импрессионизма), а возможно, если к тому времени Ельцин Центр здесь будет сдан в эксплуатацию, покажем выставку у себя. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+