Найденных авангардистов покажут в Ельцин Центре

Выставка произведений авангарда, забытых почти на век и обнаруженных исследователем русского авангарда Андреем Сарабьяновым, открывается в Екатеринбурге 18 сентября

Василий Кандинский. «Красное с черным». Эскиз к композиции. Фото: Ельцин Центр/Энциклопедия русского авангарда
Василий Кандинский. «Красное с черным». Эскиз к композиции.
Фото: Ельцин Центр/Энциклопедия русского авангарда

На екатеринбургской выставке «Авангард. На телеге в ХХI век», которая откроется в Ельцин Центре 18 сентября, представлен удивительный, в чем-то даже сенсационный пласт русского искусства. Как рассказал нашему изданию искусствовед Андрей Сарабьянов, выступающий одним из кураторов экспозиции, это работы, которые в 1921 году отправились на выставочные гастроли по Вятской губернии, из-за непогоды застряли в маленьком городке и были позабыты почти на столетие. Сарабьянов и его сокуратор Анна Шакина, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых, обнаружили их в музейных фондах несколько лет назад.

На выставке в Ельцин Центре, организованной совместно с «Энциклопедией русского авангарда», собрано почти полторы сотни произведений кисти 51 художника из Вятского художественного музея и краеведческих музеев Слободского и Яранска.

Наибольший интерес представляют работы из Яранского краеведческого музея. Это произведения Василия Кандинского, Варвары Степановой, Николая Фешина и многих других видных мастеров первых десятилетий ХХ века. Именно они оставались неизвестными отечественным исследователям в течение долгого времени.

Николай Фешин. «За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой». Фото: Ельцин Центр/Энциклопедия русского авангарда
Николай Фешин. «За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой».
Фото: Ельцин Центр/Энциклопедия русского авангарда

Это остатки Третьей передвижной выставки, организованной районным отделом Главмузея города Советска Вятской губернии (Кировской области) в октябре 1921 года. Исходно в ней участвовало 322 произведения, привезенных из Вятки, Казани, Москвы и Петрограда. По замыслу устроителей, картины должны были проехать по семи городам губернии, однако после того, как работы привезли на телегах по разбитым дорогам в Яранск, выставка застряла там навечно, а экспонаты разошлись по разным собраниям. Основная часть оказалась в фондах местного музея, откуда 77 работ в 1965 году были переданы в Вятский художественный музей. Эта группа экспонатов также будет представлена на выставке в Ельцин Центре, но, поскольку картины находились в крупном городе, историкам авангарда они были хорошо известны, в отличие от яранских находок, ставших абсолютным сюрпризом.

Проект «Авангард. На телеге в ХХI век» представляет собой попытку воссоздать эту советскую Третью передвижную выставку, а также две предыдущие, организованные Главмузеем. Среди представленных авторов — Варвара Бубнова, Борис Григорьев, Василий Кандинский, Иван Клюн, Елизавета Кругликова, Илья Машков, Любовь Попова, Александр Родченко, Ольга Розанова, Варвара Степанова и многие другие.

Экспозиция дополнена хорошо известной коллекцией авангарда из Слободского — в этом городе Кировской области в ранние советские годы оказалось собрание с работами Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. В 1919 году их привез художник Сергей Луппов для создания местного музея художественной культуры.

Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург
Авангард. На телеге в ХХI век
С 18 сентября 2020 по 10 января 2021

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+