18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда

Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге

Что за удивительная история с потерянными картинами русского авангарда? Где и когда мы сможем их увидеть?

Этой осенью, если эпидемия и карантин не внесут серьезных изменений в планы, мы собираемся открыть в Ельцин Центре в Екатеринбурге уникальную выставку «Авангард. На телеге в ХХI век». Она станет реконструкцией выставки 1921 года, экспонаты которой когда-то отправились на гастроли по Вятской губернии, потерялись и вот теперь, спустя 100 лет, удивительным образом нашлись. Аналогов такому событию я, честно говоря, не припомню.

Для меня эта история началась в 2017 году, когда я делал выставку «До востребования. Часть II» в Еврейском музее в Москве. В тот момент я оказался в Кирове и в Вятском художественном музее познакомился с искусствоведом Анной Шакиной, которая и является истинным первооткрывателем. В свое время она написала диссертацию на тему «Художественная культура Вятской области в первые послереволюционные годы» и как раз тогда обнаружила данные об этой пропавшей выставке. Однако у нее постоянно были какие-то другие дела, и довести расследование до конца не получалось. Шакина решила поделиться информацией со мной. Она посоветовала: «Вам надо поехать в такой-то город». И я отправился в этот городок.

Что это за город?

Я не буду его называть, эту информацию мы пока тщательно скрываем. Это небольшой город в Кировской области. Там есть музей — обычный краеведческий, с типичными для таких учреждений экспонатами: чучелами животных, старинными фотографиями и тому подобным. Сотрудники музея отвели меня в хранилище, полуподвал, где у музея был запасник, и показали то, о чем говорила Анна Шакина (сама она до этого городка не доехала).

В запаснике, совершенно не приспособленном для хранения произведений изобразительного искусства, я увидел живопись. Это оказались работы различных русских художников: москвичей, представителей казанской и вятской школ живописи. Были там, например, пейзаж Николая Фешина, огромный масляный эскиз декорации 1915 года Федора Федоровского, работы нескольких других, менее известных художников. Не один авангард, но и другие художественные направления: модерн, символизм.

Потом мне принесли папку с графикой. Я открыл и был ошеломлен: три акварели Василия Кандинского, гуашь Варвары Степановой, серия рисунков Николая Синезубова… Я был потрясен. Эти экспонаты, хотя и давно являются частью Музейного фонда РФ, никогда никого не интересовали, так что фактически это их открытие. Целая коллекция из 35–40 работ начала ХХ века, из них 10 — живопись, включая неизвестного подписного Родченко 1915 года! Беспрецедентная история!

Потрясенный, я вернулся в Вятку и принялся выяснять, как же эти работы оказались в том музее. Анна Шакина рассказала мне то, что ей было известно. В 1921 году некий Евгений Медведев, уроженец Кукарки (она же Советск) в Кировской области, работавший в ИЗО Наркомпроса, был отправлен в родные края, чтобы просвещать население с помощью произведений искусства. Он организовал три передвижные выставки. Это, кстати, по моим сведениям, уникальный случай, чтобы на таком уровне — не на московском, а на региональном — в тот период организовывали подобные просветительские выставочные проекты, которые возили в телегах по далеким регионам.

Первые две выставки Евгения Медведева в основном содержали произведения в жанре реализма. Потом он собрал третью, где был и символизм, и модерн, и авангард — всего около 320 произведений графики и живописи. Был даже издан «слепой» каталог, без фото, так что нам известны имена художников и названия вещей. Кроме упомянутых это были работы Варвары Бубновой, Веры Вильковиской, Александра Древина, Алексея Кравченко, Елизаветы Кругликовой, Ильи Машкова, Надежды Удальцовой, Давида Штеренберга и многих других — более 50 художников.

«Третья передвижная художественная выставка Советского районного подотдела Главмузея» из Вятки переехала в Кукарку (Советск). Там она пробыла весь октябрь. Ее посетило большое количество зрителей — около 2 тыс., на ней читали просветительские лекции. В ноябре выставка отправилась в «тот самый город». Там она застряла из-за зимних условий и недостатка финансирования. Вдобавок советская власть потеряла интерес к пропаганде авангарда. Евгений Медведев прекратил свой просветительский проект, экспонаты забирать не стал, уехал в Ленинград. Там он занимался архитектурой, работал в Елагинском дворце, в Петергофе. Скончался он во время блокады.

Картины с этой потерянной и найденной выставки сохранились полностью? Их все покажут в Ельцин Центре?

Эта передвижная выставка насчитывала, как нам известно по ее каталогу, более 300 произведений. В краеведческом музее нашлась одна десятая часть. Еще, как поведала мне Анна Шакина, в 1960-е годы часть этих выставочных работ забрали из городка в Вятский музей. Это еще около 40 работ, в том числе 3 акварели Кандинского, 5 произведений Родченко, однако эти вещи уже давно опубликованы, хорошо изучены и отреставрированы. Куда делись остальные работы с передвижной выставки — неизвестно. Мы искали их, основываясь на данных в каталоге, но безуспешно. Есть сведения, что у Медведева в Ленинграде был архив с фотографиями, однако он сгинул во время войны.

Анна Шакина за это время стала директором Вятского художественного музея. Мы с ней решили сделать выставку-реконструкцию 1921 года. Третьим нашим сокуратором стала Наталья Мюррей, профессор лондонского Института Курто. Наш выставочный проект в Ельцин Центре соединит найденные произведения с экспонатами из вятского музея.

Фактически мы не только реконструируем третью передвижную выставку Евгения Медведева, где он показывал «современное искусство», но и попробуем обозначить две его предыдущие выставки, тем более что ряд вещей с них перекочевал на третью (все каталоги сохранились). Кроме того, мы дополним экспозицию хорошо известной коллекцией авангарда из Слободского — в этом городе в Кировской области в ранние советские годы оказалось собрание с работами Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. В 1919 году их привез художник Сергей Луппов для создания местного музея художественной культуры.

Что будет с найденными произведениями дальше?

После выставки все произведения должны вернуться в родной краеведческий музей. Надеюсь, уже в новом качестве. Быть может, после того как они приобретут известность, в музее выделят для них выставочное пространство. Или, быть может, город даже даст музею новое здание, ведь столь громкие имена художников должны будут теперь привлечь туда новых туристов.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
7
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+