18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Славянская эпопея» Альфонса Мухи наконец-то обрела дом

Монументальный цикл из 20 полотен будет экспонироваться в квартале Саварин в центре Праги, в доме по проекту Томаса Хизервика

Мечта Альфонса Мухи о том, чтобы его «Славянская эпопея» обрела дом в Чехии, наконец-то близка к воплощению после почти столетия неопределенности. По условиям заключенного 11 января соглашения, «Славянская эпопея» (1910–1928) будет экспонироваться в обновленном квартале Саварин в историческом центре Праги, реконструкция которого ведется по проекту Томаса Хизервика и должна завершиться к 2026 году. Это решение может положить конец затяжному конфликту между городскими властями и внуком художника Джоном Мухой.

«Мы предлагаем решение, которое наконец-то поставит точку в драме вокруг „Славянской эпопеи“, — говорит Саймон Джонсон, директор ведущего реконструкцию застройщика Crestyl Group. — Мы готовы покрыть все расходы, связанные со строительством выставочного пространства и в том числе с установкой всего необходимого оборудования, которое требуется для экспонирования подобных произведений. Таким образом, Праге не придется делать никаких финансовых вложений в организацию экспозиции, а в будущем она станет ежегодно получать от нее прибыль».

На новой площадке разместятся 20 полотен — некоторые в длину достигают более 8 м, — а также рисунки, картины, фотографии и документы, связанные с созданием «Славянской эпопеи». «В результате появится уникальный музей международного значения, с концептуальной точки зрения сопоставимый, пожалуй, только с Музеем ван Гога в Амстердаме. „Славянская эпопея“, таким образом, будет экспонироваться как единое произведение», — говорит Джон Муха, председатель Фонда Мухи.

На время реконструкции квартала Саварин «Славянская эпопея» вернется в замок Моравски-Крумлов в Южно-Моравском крае, где картины экспонировались на протяжении 50 лет. Замок эпохи Возрождения прошел тщательную реставрацию под контролем чешского отделения Международного совета музеев и других организаций, и его залы оборудованы всем необходимым для экспонирования цикла.

Создание «Славянской эпопеи» заняло 18 лет. Она изображает ключевые эпизоды из истории славян и представляет собой один из немногих случаев, когда Муха обратился к живописи на холсте, — художник больше знаменит рекламными плакатами и эскизами к ним. В 1928 году, на десятую годовщину независимости Чехословакии, Муха преподнес «Славянскую эпопею» Праге. Но передача работ сопровождалась условием: город обязывался построить специальное помещение для постоянного экспонирования цикла.

Однако галерея так и не была построена. Картины скитались по стране и в конце концов оказались в замке Моравски-Крумлов. В 2010 году муниципалитет Праги перевез произведения обратно в столицу, поместив их в экспозицию в Выставочном дворце, в прошлом служившем площадкой для промышленных ярмарок, что вызвало критику со стороны консерваторов, посчитавших этот выбор неудачным.

В 2016 году, когда городские власти захотели отправить хрупкие картины в двухлетнее турне по Азии, Джон Муха обратился в суд с требованием запретить вывоз картин за границу и признать за ним право собственности на «Славянскую эпопею», ссылаясь на тот факт, что город так и не смог построить для нее обещанную галерею. Слушания по этому делу о сих пор не завершены.

Теперь же, «если все будет идти по плану» с кварталом Саварин, Муха говорит: «Я вижу возможность прекратить тяжбу».

На территории нового комплекса площадью 15 тыс. кв. м в районе Вацлавской площади, одной из главных достопримечательностей Праги, расположатся торговые площадки и офисные здания. Проект студии Хизервика предполагает реставрацию ряда исторических зданий и их интеграцию с новыми постройками.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+