18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Славянская эпопея» Альфонса Мухи наконец-то обрела дом

Монументальный цикл из 20 полотен будет экспонироваться в квартале Саварин в центре Праги, в доме по проекту Томаса Хизервика

Мечта Альфонса Мухи о том, чтобы его «Славянская эпопея» обрела дом в Чехии, наконец-то близка к воплощению после почти столетия неопределенности. По условиям заключенного 11 января соглашения, «Славянская эпопея» (1910–1928) будет экспонироваться в обновленном квартале Саварин в историческом центре Праги, реконструкция которого ведется по проекту Томаса Хизервика и должна завершиться к 2026 году. Это решение может положить конец затяжному конфликту между городскими властями и внуком художника Джоном Мухой.

«Мы предлагаем решение, которое наконец-то поставит точку в драме вокруг „Славянской эпопеи“, — говорит Саймон Джонсон, директор ведущего реконструкцию застройщика Crestyl Group. — Мы готовы покрыть все расходы, связанные со строительством выставочного пространства и в том числе с установкой всего необходимого оборудования, которое требуется для экспонирования подобных произведений. Таким образом, Праге не придется делать никаких финансовых вложений в организацию экспозиции, а в будущем она станет ежегодно получать от нее прибыль».

На новой площадке разместятся 20 полотен — некоторые в длину достигают более 8 м, — а также рисунки, картины, фотографии и документы, связанные с созданием «Славянской эпопеи». «В результате появится уникальный музей международного значения, с концептуальной точки зрения сопоставимый, пожалуй, только с Музеем ван Гога в Амстердаме. „Славянская эпопея“, таким образом, будет экспонироваться как единое произведение», — говорит Джон Муха, председатель Фонда Мухи.

На время реконструкции квартала Саварин «Славянская эпопея» вернется в замок Моравски-Крумлов в Южно-Моравском крае, где картины экспонировались на протяжении 50 лет. Замок эпохи Возрождения прошел тщательную реставрацию под контролем чешского отделения Международного совета музеев и других организаций, и его залы оборудованы всем необходимым для экспонирования цикла.

Создание «Славянской эпопеи» заняло 18 лет. Она изображает ключевые эпизоды из истории славян и представляет собой один из немногих случаев, когда Муха обратился к живописи на холсте, — художник больше знаменит рекламными плакатами и эскизами к ним. В 1928 году, на десятую годовщину независимости Чехословакии, Муха преподнес «Славянскую эпопею» Праге. Но передача работ сопровождалась условием: город обязывался построить специальное помещение для постоянного экспонирования цикла.

Однако галерея так и не была построена. Картины скитались по стране и в конце концов оказались в замке Моравски-Крумлов. В 2010 году муниципалитет Праги перевез произведения обратно в столицу, поместив их в экспозицию в Выставочном дворце, в прошлом служившем площадкой для промышленных ярмарок, что вызвало критику со стороны консерваторов, посчитавших этот выбор неудачным.

В 2016 году, когда городские власти захотели отправить хрупкие картины в двухлетнее турне по Азии, Джон Муха обратился в суд с требованием запретить вывоз картин за границу и признать за ним право собственности на «Славянскую эпопею», ссылаясь на тот факт, что город так и не смог построить для нее обещанную галерею. Слушания по этому делу о сих пор не завершены.

Теперь же, «если все будет идти по плану» с кварталом Саварин, Муха говорит: «Я вижу возможность прекратить тяжбу».

На территории нового комплекса площадью 15 тыс. кв. м в районе Вацлавской площади, одной из главных достопримечательностей Праги, расположатся торговые площадки и офисные здания. Проект студии Хизервика предполагает реставрацию ряда исторических зданий и их интеграцию с новыми постройками.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+