Внук Альфонса Мухи против вывоза «Славянской эпопеи» в Азию

Наследник художника боится, что путешествие в Китай и Японию может причинить вред 20 монументальным полотнам

Альфонс Муха работал над циклом “Славянская эпопея" более 18 лет. Zuma/TASS
Альфонс Муха работал над циклом “Славянская эпопея" более 18 лет. Zuma/TASS

Эпопея с эпопеей

Крупная судебная тяжба может развернуться вокруг знаменитой «Славянской эпопеи» Альфонса Мухи — 20 монументальных полотен (высота некоторых превышает 8 м), на которых представлены ключевые события из истории славян. Произведения, над которыми родоначальник ар-нуво работал на протяжении 18 лет и принадлежащие ныне городу Праге, должны отправиться в турне по Азии. Беспокойство выражают не только наследники Мухи, но и реставраторы.

«Славянская эпопея» — один из немногих случаев, когда Муха обратился к живописи на холсте, художник больше знаменит рекламными плакатами и эскизами к ним, ставшими символом Парижа времен Прекрасной эпохи. В 1928 году, на десятую годовщину независимости Чехословакии, Муха преподнес «Славянскую эпопею» Праге совместно со спонсировавшим работу американским филантропом Чарльзом Крейном. При передаче работ было поставлено одно условие: город обязывался построить специальное помещение для постоянного экспонирования цикла. С тех пор прошло уже почти 100 лет, но галерея так и не появилась. Теперь муниципалитет Праги намеревается отправить «Славянскую эпопею» в двухлетнее турне по музеям Азии, которое может быть продлено для показа в Южной Корее и США, — впервые все 20 картин будут экспонироваться вместе за пределами Чешской Республики.

11 апреля внук художника и президент Фонда Мухи Джон Муха подал иск против муниципалитета Праги, чтобы запретить вывоз картин за границу. Он утверждает, что поскольку Прага так и не смогла построить галерею, город не может считаться полноправным собственником «Славянской эпопеи», и работы должны быть возвращены наследникам. Первые судебные слушания намечены на 18 января следующего года.

Отметим, что начиная с 2010 года «Славянская эпопея» экспонируется в Выставочном дворце, бывшем месте проведения промышленных ярмарок в Праге, который, по словам Мухи, «некоторые ведущие реставраторы считают неподходящим для работ такого типа и масштаба». У семьи Мухи есть и личные мотивы для антипатии к Выставочному дворцу: во время Второй мировой войны это место служило для интернирования евреев — в число которых попали и некоторые члены семьи Мухи — перед отправкой в концентрационные лагеря. Турне должно начаться в Японии в Национальном центре искусств Токио (8 марта — 5 июня 2017 г.) и продолжиться в Китае, где работа будет показана в Нанкинском музее (14 июля — 8 октября 2017 г.), Провинциальном музее Гуандуна (ноябрь 2017 г. — январь 2018 г.) и в Провинциальном музее Хуананя в Чанше (февраль — май 2018 г.).

Причины для беспокойства

«Полотна огромны и крайне чувствительны, так как выполнены маслом и темперой на холсте, — отмечает Джон Муха. — В связи с этим любое путешествие может нанести непоправимый ущерб произведениям, в особенности из-за того, что некоторые китайские музеи, в которых будет экспонироваться "Эпопея", никогда не устраивали выставок западных картин такого размера и технической сложности и вряд ли достаточно хорошо подготовлены к работе с подобными произведениями».

Реставратор живописи в Словацкой академии наук Зузана Полакова отметила, что входящие в серию «Эпопея» работы Мухи экспонировались за рубежом всего несколько раз, но всякий раз после этого им требовалась реставрация. Ассоциация сохранения и развития культурного наследия в Чешской Республике также подчеркнула, что после проведенного в 1936 году обследования было рекомендовано никогда больше не вывозить «Эпопею» за границу.

В свою очередь, глава городской галереи Праги, осуществляющей уход за «Славянской эпопеей» и организующей эти выставки, утверждает, что турне не представляет опасности для картин. «Если эти площадки способны обеспечить безопасное экспонирование античного искусства, полотен эпохи Возрождения, классики модернизма и других хрупких работ из различных европейских стран, созданных такими художниками, как Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Лоренцо Лотто, Роден, Пикассо, Леже и Дюбюффе, то они в состоянии позаботиться и о произведениях Мухи, пусть и монументальных», — заявила директор галереи Магдалена Юрикова. Она также заверила, что музей работает над тем, чтобы обеспечить адекватные условия транспортировки и экспонирования работ художника.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+