18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые поступления: музейные дары и покупки 2020 года

Среди экспонатов, пополнивших собрания российских музеев в 2020 году, — клинописные таблички, мраморная книга Айдан Салаховой, защитные костюмы от коронавируса и многое другое

Государственная Третьяковская галерея

Николай Ватагин. «Клюев и Есенин». 2001. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ватагин. «Клюев и Есенин». 2001.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самыми громкими поступлениями в ГТГ в этом году, безусловно, были концептуалистская «Ветка» Андрея Монастырского и «Дар Марата» (из коллекции Марата Гельмана). Однако прибавилось в музее и произведений других эпох и направлений. Наиболее представительное поступление — около 50 листов с графическими работами великого архитектора Алексея Щусева. Это эскизы фрагментов фасадов и предметов интерьера для Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала и еще ряда его зданий. Также среди приобретений — деревянная скульптура Николая Ватагина «Клюев и Есенин» (2001) из знаменитого цикла про веселых русских писателей, несколько фарфоровых статуэток Алексея Сотникова, живопись, графика других авторов.


Музеи Московского Кремля

Статуэтка из коллекции произведений русской резной кости XVIII–XIX вв. Фото: Музеи Московского Кремля
Статуэтка из коллекции произведений русской резной кости XVIII–XIX вв.
Фото: Музеи Московского Кремля

Осенью в Кремль из Швейцарии доехал архив Фаберже, завещанный России правнучкой основателя фирмы Татьяной Фаберже. Но это не единственное приобретение музея в этом году, другой заметный вклад — дар семьи Карисаловых. Это коллекция произведений русской резной кости XVIII–XIX веков, в основном работы холмогорских мастеров: ларцы и шкатулки, настольные кабинетцы, статуэтки и декоративные панели.


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Александра Дементьева. Видеоинсталляция «Невыносимая легкость». 2009. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Александра Дементьева. Видеоинсталляция «Невыносимая легкость». 2009.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Пожалуй, самый древний дар в нашем списке — три шумерские клинописные таблички из коллекции семьи Касимовых, преподнесенные Пушкинскому музею. Это XXI век до н.э.! Клинописные таблички из Уммы (совр. Джоха, Ирак) и Пузриш-Дагана (совр. Дрехем, Ирак) эпохи третьей династии Ура представляют собой хозяйственные документы с указанием выдач продуктов. Меценаты Михаил и Елена Карисаловы специально для ГМИИ приобрели на аукционе экземпляр автобиографии художника Иоганна Тишбейна, принадлежавший Александру Бенуа. Уходящий 2020-й был, кстати, юбилейным годом Бенуа, и сотрудники научной библиотеки музея выявили в своих фондах 25 принадлежавших ему книг. Подарок стал 26-й. Большое пополнение в фондах японской графики: поступили 25 листов укиё-э. Не обижены и самые современные разделы: отдел кино- и медиаискусства ГМИИ пополнился видеоинсталляцией Александры Дементьевой «Невыносимая легкость» (2009) и тремя видеоинсталляциями Романа Мокрова 2011–2012 годов.


Государственный Эрмитаж

Альбом с гравюрами картин из собрания сэра Роберта Уолпола из галереи Хоутон-Холла. Дар Михаила Карисалова. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбом с гравюрами картин из собрания сэра Роберта Уолпола из галереи Хоутон-Холла. Дар Михаила Карисалова.
Фото: Государственный Эрмитаж

В этом году Эрмитаж в первую очередь возвращает утраченное после революции. Среди вернувшихся произведений — образец раннего русского фарфора, ажурная корзинка из «Собственного» сервиза Елизаветы Петровны, изготовленная на Невской порцелиновой мануфактуре в 1756–1760-х годах, когда она еще не стала Императорским фарфоровым заводом. Сейчас корзинку показывают на выставке «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора „из земли российской“». Другой важный предмет — дар музею от Михаила Карисалова. Это двухтомный альбом с гравюрами по картинам из коллекции сэра Роберта Уолпола, приобретенными Екатериной Великой. Он был продан из Эрмитажа в 1930–1931 годах.


Государственный Русский музей

Гелий Коржев. «Скорбный дуэт». Эскиз к картине. 2005–2006. Фото: Государственный Русский музей
Гелий Коржев. «Скорбный дуэт». Эскиз к картине. 2005–2006.
Фото: Государственный Русский музей

Как рассказала нашему изданию заместитель генерального директора ГРМ по научной работе Евгения Петрова, с приобретением работ, созданных после 1990-х годов, большая проблема. Министерство культуры, увы, не выделяет средства на покупку произведений современников. Помогают частные дарители, и в этом году фонды ГРМ пополнились очень крупным даром. К 125-летию Русского музея, отмечавшемуся в 2020 году, московский бизнесмен Владимир Некрасов преподнес около 600 произведений конца ХХ — начала XXI века, среди них вещи его любимого автора Гелия Коржева, а также Айдан Салаховой, Владимира Яковлева и многих других знаковых художников, работ которых в ГРМ либо не было вовсе, либо они относятся к более раннему, советскому периоду. Сейчас это крупное собрание проходит инвентаризацию.


Государственный исторический музей

Иван Извеков. «Портрет великого князя Александра Александровича». 1874–1877. Фото: Государственный исторический музей
Иван Извеков. «Портрет великого князя Александра Александровича». 1874–1877.
Фото: Государственный исторический музей

Главным поступлением в собрание ГИМ в истекающем году стал портрет великого князя Александра Александровича (будущего Александра III) кисти Ивана Извекова 1874–1877 годов. Картина получена музеем благодаря поддержке ПАО «Промсвязьбанк». Это единственная известная работа Извекова — отставного унтер-офицера, художника-самоучки, которого новгородский губернатор рекомендовал в Академию художеств для усовершенствования (дальнейшая судьба его неясна). Полотно можно будет увидеть на выставке «Александр III Миротворец» (до 28 февраля 2021 года). Среди других новых поступлений — набор детских книг с автографами советских военачальников, красочная коллекция лаковой миниатюры, включающая ранний советский период, а также комплекс предметов одежды из семьи актера Юрия Катина-Ярцева.


Музей современной истории России

Андрей Бильжо. Тарелка. Фото: Музей современной истории России
Андрей Бильжо. Тарелка.
Фото: Музей современной истории России

Музей на Тверской — единственный в нашем списке, кто «держит руку на пульсе» современной истории, того, что происходит прямо сейчас. Недавно Валерий Вечорко, главный врач ГКБ № 15 им. О.Филатова, передал музею большое количество предметов, рассказывающих о борьбе с COVID-19, в том числе защитный костюм врача-инфекциониста, рацию оперативной связи, кислородную розетку. Эти предметы позволили создать внушительную и пугающую экспозицию. Другие новые произведения более традиционны для музеев — например, серия декоративных тарелок, созданная лимитированным тиражом в рамках международного проекта-высказывания 100X100ART (выставка «HARD XХ. 20 век на тарелке» проходила в музее весной как часть проекта). Про ХХ век языком фарфора рассказали группа AES + F, Андрей Бильжо, Дмитрий Гутов, Владимир Дубосарский, Сергей Цигаль, Андрей Чернихов и другие заметные современные авторы.


Московский музей современного искусства

Айдан Салахова. «Книга». Из серии «Без слов». 2019. Фото: MMOMA
Айдан Салахова. «Книга». Из серии «Без слов». 2019.
Фото: MMOMA

Среди работ, поступивших в коллекцию музея в этом году, — серия графических листов «Ритмы — цвета» Сони Делоне (1966, печатник Этторе Фальки), альбом передан Министерством культуры. Для музейных фондов были закуплены картина Яана Тоомика «Семья III» (2014), скульптура Александра Повзнера «Художник» («Работа-дом-досуг-отдых»), а также цикл тиражных работ художников НАТИ (фотографии и принты, выполненные в технике шелкографии, литографии и цифровой печати проекта «Новый архив тиражного искусства»). Обращают на себя внимание и подарки, сделанные музею в этом году. Например, Натиа Фридлянд, основатель платформы ATINATI, передала в коллекцию мраморную работу Айдан Салаховой «Книга» (2019), Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow преподнес инсталляцию Ильи Долгова «Риф» (2017), а Ирина Палий подарила видеоработу Утта Бекая «Слепой король» (2018).


Музей современного искусства «Гараж»

Любовь Гуревич. Фото коллекции неофициального искусства в квартире Олега Фронтинского. 1990-е. Фото: Любовь Гуревич/архив Музея современного искусства «Гараж»/фонд Любови Гуревич
Любовь Гуревич. Фото коллекции неофициального искусства в квартире Олега Фронтинского. 1990-е.
Фото: Любовь Гуревич/архив Музея современного искусства «Гараж»/фонд Любови Гуревич

«Гараж», как известно, постоянной экспозиции не имеет, однако занимается планомерным пополнением своего архива о русском искусстве ХХ века, преимущественно андерграундном. В этом году фонд музея пополнился архивом художника Ивана Сотникова (1961–2015), одного из основателей группы «Новые художники» и участника «Митьков». Отдельный блок этого архива — материалы, связанные с «ноль-объектом», который Сотников создал совместно с Тимуром Новиковым в 1982 году. Второй полученный архив — тоже петербургский, это коллекция документов, собранная петербургским искусствоведом и писателем Любовью Гуревич, активным деятелем самиздата, автором книги «Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь».


Мультимедиа Арт Музей, Москва

Франциско Инфанте, Нонна Горюнова. «Артефакты». Из цикла «Деревенские впечатления». 1992. Фото: собрание МАММ
Франциско Инфанте, Нонна Горюнова. «Артефакты». Из цикла «Деревенские впечатления». 1992.
Фото: собрание МАММ

МАММ в 2020 году пополнялся особенно бурно, получив свое отдельное местечко в новом фондохранилище театров и музеев Москвы на Калужском шоссе у деревни Юрово. Теперь у музея есть пространство на что-то поувесистей фотографий, рассказала нам Ольга Свиблова. И такие вещи уже начинают поступать. Например, коллекционер Максим Арцинович подарил музею скульптуру Оксаны Мась, Александр и Евгения Поповы (основатели Popov Foundation Moscow) преподнесли кинетический объект группы Recycle Group, Фьяметта Орват подарила 80 произведений своего отца, итальянского фотографа Франка Орвата. Большой вклад внес фотограф Юрий Рыбчинский: он подарил произведения Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, три работы Игоря Макаревича и многое другое. Кроме того, музей закупил 55 работ Франциско Инфанте, инсталляцию «Путем всей плоти» группы «Танатос Банионис» и еще немало другого.


Государственный музей-заповедник «Царицыно»

«Пленение Зенобии». Шпалера. Первая четверть XVII в. Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Пленение Зенобии». Шпалера. Первая четверть XVII в.
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

В этом году музей хвастается одним из самых старинных экспонатов в нашем списке: сюда поступила делфтская шпалера XVII века «Пленение Зенобии», причем размером 2,88 на 4,47 м. К музею-заповеднику «Царицыно», одной из главных тем которого является эпоха Екатерины Великой, этот сюжет имеет непосредственное отношение, ведь Зенобия была правительницей древней Пальмиры, а наша императрица была владычицей Северной Пальмиры и любила, когда ее сравнивали с античной царицей.


Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Лист из рукописного антифонария. Первая половина XIV в. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Лист из рукописного антифонария. Первая половина XIV в.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

Музей им. Рублева отчитывается, что в этом году обогатился на несколько сотен экспонатов. Крупное приобретение — выносной крест XVI века. Процессионных крестов такой древности уцелело очень мало, и для музея это важная находка. Второй из ценных экспонатов — лист пергамента с записями латинских песнопений на обеих сторонах квадратными нотами, переданный в музей безвозмездно. Это один из наиболее ранних образцов католических антифонариев (певческих книг) в российских архивах. Музей обещает показать оба предмета на выставках будущего года.


Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Владимир Сомов. «Драматический театр в Новгороде, интерьер зрительного зала». 1970–1987. Фото: Государственный музей архитектуры имени 
А.В.Щусева
Владимир Сомов. «Драматический театр в Новгороде, интерьер зрительного зала». 1970–1987.
Фото: Государственный музей архитектуры имени 
А.В.Щусева

Среди самых тяжелых (в буквальном смысле) предметов, полученных музеем в прошедшем году, — двери в стиле модерн из московского особняка А.П.Богданова, построенного по проекту Анатолия Гунста в 1900–1901 годах. Они были переданы реставрационной организацией «ПФ-Градо». Также музей продолжает целенаправленно приобретать архивы советских зодчих. В этом году самое крупное и яркое из поступлений — наследие Владимира Сомова (1932–2020), представителя позднего советского модернизма, автора проекта Новгородского академического театра драмы им. Ф.М.Достоевского и других зданий. Сомов сам начал передавать свои работы в музей, а после его кончины процесс завершил его племянник В.А.Гоголев.


Еврейский музей и центр толерантности

Гилель Авсеевич. Альбом к 54-й годовщине Победы. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Гилель Авсеевич. Альбом к 54-й годовщине Победы.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности в этом году особый акцент делали на пополнении архивной части. Среди поступивших документов — подаренные Борухом Гориным, председателем Общественного совета Федерации еврейских общин России, отчет Давида Бен-Гуриона об участии в московской выставке 1923 года и пребывании в СССР и другие документы. Алла Шевцова пожертвовала около 300 предметов — архив семьи Соломона Эйдельмана, который возглавлял этнографическую научно-исследовательскую экспедицию Наркомпроса РСФСР по изучению туземных евреев Туркестана. Коллекционер Сергей Гнилицкий преподнес литографию французского абстракциониста Раймонда Моретти «В следующем году в Иерусалиме» (1980). А художник Семен Файбисович подарил музею свою работу «По первому снегу» из цикла «Собачья жизнь» и «Солнце садится за гору — 2».


Государственный музей Востока

Пуштунские серьги. Вторая половина XX в.
 Фото: Государственный музей Востока
Пуштунские серьги. Вторая половина XX в.
Фото: Государственный музей Востока

В 2019 году здесь, в музее, на выставке «В тени вершин: горные народы Афганистана» коллекционер Александр Емельянов показал свое собрание ювелирного искусства Афганистана, а сейчас решил большую часть предметов с той выставки музею преподнести. Это около 100 украшений, причем не только привычные нам серьги и браслеты, но и наголовные и нашивные украшения, пекторали, гривны и амулеты. Основной их материал — сплав альпака, получающийся из переплавки старых украшений, монет и металлического лома.


Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина

Константин Хольцер-Дефанти. «Тамара Карсавина в роли Зобеиды». 1920–1930. Фото: фонды Театрального музея имени А.А.Бахрушина
Константин Хольцер-Дефанти. «Тамара Карсавина в роли Зобеиды». 1920–1930.
Фото: фонды Театрального музея имени А.А.Бахрушина

Самым красивым из своих приобретений в текущем году Театральный музей назвал фарфоровую статуэтку 1920–1930-х годов, изготовленную на баварской фабрике Rosenthal. Она изображает великую балерину Тамару Карсавину в роли Зобеиды из балета «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова в постановке Михаила Фокина. Автором статуэтки является известный мастер Константин Хольцер-Дефанти. Прочие пополнения музейных фондов в этом году более традиционны: афиши, программки, эскизы декораций и костюмов. 


Государственный музей А.С.Пушкина

Максимилиан Волошин. «Коктебельский пейзаж». 1929. Фото: Государственный музей А.С.Пушкина
Максимилиан Волошин. «Коктебельский пейзаж». 1929.
Фото: Государственный музей А.С.Пушкина

Литературный музей на Пречистенке ко Дню города ежегодно проводит выставку новых поступлений. На этот раз он тоже успел это сделать, удачно попав с ней меж двух музейных «локдаунов». Среди даров и приобретений — «охотничья» серебряная стопка Ивана Тургенева — дар художника Бориса Диодорова, «Портрет дамы в капоре» (1818) Карла Рейхеля, преподнесенный известным коллекционером и большим другом музея Андреем Руденцовым, а также неизвестный «Коктебельский пейзаж» Максимилиана Волошина, происходящий из семьи физика Константина Поливанова, друга художника.


Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля

Михаил Шемякин. «Раскольников и Мармеладов». Из цикла иллюстраций к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Михаил Шемякин. «Раскольников и Мармеладов». Из цикла иллюстраций к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1964.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Бывший Государственный литературный музей, к новому названию которого мы все пытаемся привыкнуть, в 2020-м мудро готовится к мероприятиям будущего года. В 2021-м он празднует свое 100-летие, а одним из основателей музея был этнограф, революционер и публицист Владимир Бонч-Бруевич. И вот среди новых поступлений — гектограф, копировальный аппарат, который он купил в Англии и использовал для тиражирования нелегальной литературы. Еще в следующем году 200-летний юбилей Достоевского. Планируются выставка о нем и расширение постоянной экспозиции в доме Достоевского — среди поступлений много иллюстраций к его романам, в том числе лист к «Преступлению и наказанию» работы Михаила Шемякина (1964). Еще Осипу Мандельштаму 130 лет (сплошные юбилеи!), и в здании на Зубовском откроется постоянная экспозиция о поэте. К ней — подарок от лингвиста Натальи Еськовой — автографы поэта.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+