Архив Фаберже передан в Музеи Московского Кремля

Документы и личные вещи семьи завещала России правнучка великого ювелира Татьяна Фаберже

Альбом-каталог Карла Фаберже. Фото: Музеи Московского Кремля
Альбом-каталог Карла Фаберже.
Фото: Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля объявили о том, что теперь владеют архивом Карла Фаберже. Архив поступил в музей согласно последней воле правнучки и исследовательницы творчества знаменитого ювелира — Татьяны Фаберже, скончавшейся во Франции в феврале этого года в возрасте 90 лет.

Из-за ограничений, связанных с пандемией, коробки с документами и памятными предметами доставили в Москву спецтранспортом из Швейцарии, где хранился архив, только в сентябре. Последние недели полтора десятка сотрудников музея занимались разбором и описью полученного. «Мы только прикоснулись к нему, — сказала хранительница коллекции Фаберже в Музеях Московского Кремля Татьяна Мунтян, — полноценное исследование еще не начато. Впереди много открытий. Это будет сложный и долгий процесс изучения».

Работа с архивом Карла Фаберже. Фото: Музеи Московского Кремля
Работа с архивом Карла Фаберже.
Фото: Музеи Московского Кремля

Как сообщил на пресс-конференции спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, сыгравший важную роль в доставке архива в Россию, Татьяна Фаберже высказала своей душеприказчице пожелание, чтобы архив попал в Москву, стал государственным. Он выразил огромную благодарность МИДу и всем дипломатическим службам в Женеве за проведенную операцию по передаче дара, которая в текущих обстоятельствах была весьма сложной.

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина подчеркнула: «Мы чрезвычайно рады, что наш музей пополнился такой необыкновенной коллекцией, что архив попал не в частные руки, а в государственные и будет доступен исследователям». Министр культуры Ольга Любимова, в свою очередь, также выразила радость по поводу того, что крупнейшая государственная коллекция Фаберже пополнилась архивом семьи.

Работа с архивом Карла Фаберже. Фото: Музеи Московского Кремля
Работа с архивом Карла Фаберже.
Фото: Музеи Московского Кремля

Входящие в его состав документы и мемориальные предметы охватывают период более 100 лет и отражают жизнь семьи Фаберже на протяжении всего XX века. Это дореволюционные документы, бумаги, относящиеся к первым советским годам, и гораздо более многочисленная часть, рассказывающая о жизни потомков Карла Фаберже в эмиграции. Также Татьяна Фаберже собрала большую тематическую библиотеку изданий ХХ и ХХI веков, посвященных наследию ее предка. В архиве есть и документы, касающиеся семьи Шереметевых, к которым она принадлежала по женской линии.

По словам Татьяны Мунтян, история рода после 1917 года изучена слабо, а полученные документы позволят пролить свет на этот этап. Как рассказала она нашему изданию, благодаря переданным ювелирным инструментам и подготовительным материалам стало очевидно, что члены рода Фаберже продолжали создавать изделия в фирменном стиле и в эмиграции, о чем раньше знали немногие.

Бюст Карла Фаберже работы Йозефа Лимбурга и страница фотоальбома. Фото: Софья Багдасарова
Бюст Карла Фаберже работы Йозефа Лимбурга и страница
Фото: Фото: Софья Багдасарова

Архив, состоящий примерно из 1,6 тыс. единиц, кроме фотографий и личных вещей Фаберже включает эскизы и модели ювелирных изделий, каталоги аукционов с пометками членов семьи о подлинности и провенансе вещей. Отдельно в музее отметили ценность фотоальбома, куда Карл Фаберже помещал фотографии готовых предметов. Некоторые снимки из этого альбома были известны исследователям ранее (их предоставляла для публикации Татьяна Фаберже), однако теперь музей получил альбом целиком. И наконец, в российских музеях появились портретные изображения самого Карла Фаберже — бюст работы Йозефа Лимбурга и живописный портрет, написанный сыном ювелира.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+