Легенда Фаберже: ab ovо

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Шедевры Музея Фаберже в Санкт-Петербурге собраны под обложкой академического альбома, вышедшего в свет одновременно на двух языках — русском и английском

Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге Александре Федоровне на Пасху 1898 г. Санкт-Петербург. Фото: Музей Фаберже
Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге Александре Федоровне на Пасху 1898 г. Санкт-Петербург.
Фото: Музей Фаберже

У легенды Фаберже — два рождения. Первое пришлось на Светлое Христово Воскресенье 1885 года. Император Александр III решил заказать у известного ювелира подарок императрице Марии Федоровне — пасхальное яйцо. Оно должно было стать копией пасхального сюрприза французских ювелиров начала XVIII века, принадлежавшего принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской. Будущая императрица, некогда датская принцесса Дагмара, видела это миниатюрное изделие в семейной сокровищнице. Напомнить об отчем доме и должен был сюрприз, придуманный императором для супруги. Однако Карл Фаберже создал не просто реплику, а новую версию — современную, совершенную по технике, элегантную и более драгоценную. Так зародилась легенда — своеобразный ритуал ежегодной подготовки сюрприза, его ожидания и передачи на Страстной неделе в императорскую семью.

Хотя к тому моменту Карл Фаберже уже и сам по себе легенда, сотканная из профессионализма, техники, амбиций. Ординарная массовая продукция под знаком Фаберже — того же недостижимого качества, что и уникумы. Каждый предмет доводится до совершенства ручной обработкой. Фаберже не копирует исторические стили — он тонко чувствует вкус эпохи. Он не отдает дань моде, а формирует ее. Именно как «сюрприз», «фантазия» создавались пасхальные яйца Фаберже, ставшие устойчивым символом русской культуры в мире. После революции они оказались рассеяны по земному шару, лишь малая их часть оставалась в российских музеях.

Фаберже: Сокровища императорской России в собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге / Под ред. В. Воронченко. СПб. — Нью-Йорк: Культурно-исторический фонд «Связь времен»; Skira Rizzoli, 2017.
Фаберже: Сокровища императорской России в собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге / Под ред. В. Воронченко. СПб. — Нью-Йорк: Культурно-исторический фонд «Связь времен»; Skira Rizzoli, 2017.

Второе рождение легенды приходится на 2004 год. Тогда Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Малколма Форбса, долго и методично собиравшего изделия Фаберже. Жемчужины коллекции — пасхальные яйца. Девять императорских, начиная с первого, с золотой курочкой, созданного для Марии Федоровны по заказу Александра III, и заканчивая аскетичным яйцом с георгиевской лентой военного 1916 года, преподнесенным матери Николаем II уже в последний раз. Не уступают им в изяществе и роскоши пасхальные сюрпризы, сделанные для герцогини Консуэло Мальборо и сибирской золотопромышленницы Варвары Кельх. Коллекция Форбса, оказавшаяся в России, стала ядром собрания Музея Фаберже.

Культурно-исторический фонд «Связь времен» за десять лет, приобретая на мировых аукционах произведения русского ювелирного искусства и возвращая их на родину, собрал крупнейшую в мире коллекцию произведений этой фирмы.
Издание «Фаберже. Сокровища императорской России» в равной степени презентует и богатство уникальной коллекции, и концепцию самого музея, открывшегося в 2013 году в отреставрированных фондом залах Шуваловского дворца в Петербурге. Собрание музея многогранно. Помимо всех направлений работы прославленной фирмы, в нем полно представлены изделия и других ведущих русских мастеров XIX — начала XX века: братьев Грачевых, Антипа Кузмичева, Павла Овчинникова, Федора Рюкерта, Ивана Хлебникова. Коллекция табакерок XVIII–XIX веков, иконы в драгоценных окладах, императорские дипломатические «кабинетские» подарки, предметы, скрывающие судьбы представителей российской аристократии. Стили и эпохи сменяют друг друга, империя раскрывает себя через мелочи частной жизни — вот что такое Музей Фаберже и многостраничный альбом о его сокровищах.

Статьи о разделах собрания написаны членами экспертного совета музея и другими ведущими специалистами: Ириной Бусевой-Давыдовой, Гезой фон Габсбургом, Кираном Маккарти, Татьяной Мунтян, Валентином Скурловым, Александром фон Солодкофф, Уллой Тилландер-Гуден­йелм, Екатериной Хмельницкой, Марком Шаффером. Издание дополняет справочный материал: хронология фирмы Фаберже, биографические сведения о мастерах, редкие архивные документы. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+