18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Легенда Фаберже: ab ovо

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Шедевры Музея Фаберже в Санкт-Петербурге собраны под обложкой академического альбома, вышедшего в свет одновременно на двух языках — русском и английском

Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге Александре Федоровне на Пасху 1898 г. Санкт-Петербург. Фото: Музей Фаберже
Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге Александре Федоровне на Пасху 1898 г. Санкт-Петербург.
Фото: Музей Фаберже

У легенды Фаберже — два рождения. Первое пришлось на Светлое Христово Воскресенье 1885 года. Император Александр III решил заказать у известного ювелира подарок императрице Марии Федоровне — пасхальное яйцо. Оно должно было стать копией пасхального сюрприза французских ювелиров начала XVIII века, принадлежавшего принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской. Будущая императрица, некогда датская принцесса Дагмара, видела это миниатюрное изделие в семейной сокровищнице. Напомнить об отчем доме и должен был сюрприз, придуманный императором для супруги. Однако Карл Фаберже создал не просто реплику, а новую версию — современную, совершенную по технике, элегантную и более драгоценную. Так зародилась легенда — своеобразный ритуал ежегодной подготовки сюрприза, его ожидания и передачи на Страстной неделе в императорскую семью.

Хотя к тому моменту Карл Фаберже уже и сам по себе легенда, сотканная из профессионализма, техники, амбиций. Ординарная массовая продукция под знаком Фаберже — того же недостижимого качества, что и уникумы. Каждый предмет доводится до совершенства ручной обработкой. Фаберже не копирует исторические стили — он тонко чувствует вкус эпохи. Он не отдает дань моде, а формирует ее. Именно как «сюрприз», «фантазия» создавались пасхальные яйца Фаберже, ставшие устойчивым символом русской культуры в мире. После революции они оказались рассеяны по земному шару, лишь малая их часть оставалась в российских музеях.

Фаберже: Сокровища императорской России в собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге / Под ред. В. Воронченко. СПб. — Нью-Йорк: Культурно-исторический фонд «Связь времен»; Skira Rizzoli, 2017.
Фаберже: Сокровища императорской России в собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге / Под ред. В. Воронченко. СПб. — Нью-Йорк: Культурно-исторический фонд «Связь времен»; Skira Rizzoli, 2017.

Второе рождение легенды приходится на 2004 год. Тогда Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Малколма Форбса, долго и методично собиравшего изделия Фаберже. Жемчужины коллекции — пасхальные яйца. Девять императорских, начиная с первого, с золотой курочкой, созданного для Марии Федоровны по заказу Александра III, и заканчивая аскетичным яйцом с георгиевской лентой военного 1916 года, преподнесенным матери Николаем II уже в последний раз. Не уступают им в изяществе и роскоши пасхальные сюрпризы, сделанные для герцогини Консуэло Мальборо и сибирской золотопромышленницы Варвары Кельх. Коллекция Форбса, оказавшаяся в России, стала ядром собрания Музея Фаберже.

Культурно-исторический фонд «Связь времен» за десять лет, приобретая на мировых аукционах произведения русского ювелирного искусства и возвращая их на родину, собрал крупнейшую в мире коллекцию произведений этой фирмы.
Издание «Фаберже. Сокровища императорской России» в равной степени презентует и богатство уникальной коллекции, и концепцию самого музея, открывшегося в 2013 году в отреставрированных фондом залах Шуваловского дворца в Петербурге. Собрание музея многогранно. Помимо всех направлений работы прославленной фирмы, в нем полно представлены изделия и других ведущих русских мастеров XIX — начала XX века: братьев Грачевых, Антипа Кузмичева, Павла Овчинникова, Федора Рюкерта, Ивана Хлебникова. Коллекция табакерок XVIII–XIX веков, иконы в драгоценных окладах, императорские дипломатические «кабинетские» подарки, предметы, скрывающие судьбы представителей российской аристократии. Стили и эпохи сменяют друг друга, империя раскрывает себя через мелочи частной жизни — вот что такое Музей Фаберже и многостраничный альбом о его сокровищах.

Статьи о разделах собрания написаны членами экспертного совета музея и другими ведущими специалистами: Ириной Бусевой-Давыдовой, Гезой фон Габсбургом, Кираном Маккарти, Татьяной Мунтян, Валентином Скурловым, Александром фон Солодкофф, Уллой Тилландер-Гуден­йелм, Екатериной Хмельницкой, Марком Шаффером. Издание дополняет справочный материал: хронология фирмы Фаберже, биографические сведения о мастерах, редкие архивные документы. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
7
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+