18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимир Овчаренко:«Галерист — тяжелый труд»

№87
Материал из газеты

Владимир Овчаренко, только что выкупивший многострадальную мастерскую Исаака Левитана, рассказал нам, как галерея Ovcharenko за 30 лет смогла получить статус одновременно авангардной и коммерческой, выйти на международную арену и вернуться домой

Справка

Досье

Ovcharenko
Галерея современного искусства

11 сентября 1990 галерея «Риджина» открылась в помещении бывшего магазина на Преображенской площади в Москве
1990–1994 сотрудничество с Олегом Куликом, куратором громких проектов и провокационных перформансов (Фестиваль анималистских проектов, «Искусство из первых рук»)
1993 галерея переезжает на Мясницкую, 36 с большим пространством для инсталляций, в том числе Александра Бродского, Бориса Орлова, Семена Файбисовича, Ивана Чуйкова
1994 дебютирует на международной ярмарке Art Cologne, позднее участвует в Armory Show, Art Basel, Frieze
1999 открытие нового пространства на 1-й Тверской-Ямской, 22. Кроме рос­сийских художников показывает иностранных звезд: Эрвина Вурма, Вима Дельвуа и других. Проводит фестиваль украинского искусства, персональные выставки Сергея Браткова, Павла Пепперштейна
2007 в числе первых галерей открывает выставочное пространство в Центре современного искусства «Винзавод». Из первопроходцев выживают только Ovcharenko и XL
2010–2012 попытка закрепиться в Лондоне, перформансы Олега Кулика и персональная выставка знаменитых Claire Fontaine
2013 первый аукцион Vladey
2018 галерея переименована в Ovcharenko
2019 Владимир Овчаренко организовывает арт‑шоу Da!Moscow в Гостином Дворе

Еще…

Юбилейная выставка называется «Искусство из первых рук. Взгляд коллекционера: сверху вниз». Почему сверху вниз? Вы на вершине?

Вершины — впереди, но проект про другое. В нем заложена идея, связанная со временем. Тридцать лет я занимаюсь галерейным делом, и пора оглянуться назад, окинуть окрестности взглядом. На выставке в виде флагов распечатаны галерейные приглашения, и они развешены под сводами, как в хоккейном или баскетбольном дворце. За 30 лет мы провели 350 выставок. По приглашениям на них можно составить всю хронологию жизни галереи. И современного искусства в России. Мы видим, как меняется жизнь. Например, если в 1990-х мы печатали и рассылали бумажные приглашения, то сейчас это экзотика, всё в электронном виде, соцсети и мессенджеры рулят. И прогрессивно, и немного грустно.

Выставка «Взгляд коллекционера» — это не мой взгляд. Этот коллекционер не я. Это такой абстрактный мистер Х. Он представляет работы не из моей персональной коллекции — это работы, которые доступны сейчас. Если бы мистер Х 30 лет коллекционировал вместе с нами, у него бы собралась такая коллекция. Неслабая коллекция. Любой музей обзавидуется.

Не нашлось реальной фигуры?

Есть коллекционеры, которые 20 лет с нами. Кто-то собирал и остановился. А кто-то не так давно начал. X — это желаемый образ коллекционера. Он тоже вместе с нами с высот времени окидывает взором свою коллекцию.

Можно ли дать короткие определения этим трем десятилетиям в работе галереи?

Галерея всегда была тесно связана с тем, что происходило в обществе, в стране и в мире. Она все время динамично менялась. 1990‑е — бурные. Всё можем! 2000-е — тоже бурные, но по-другому. Денег стало больше, все стало наливаться соком. Пора цветения. К 2010-м мы вышли на международную арену, продажи иностранным коллекционерам доходили до 50% (галерея активно продавала западных художников уже начиная с середины 1990-х годов). И ушли с нее в середине 2010-х: мы, как и все из России, стали «токсичны» и немодны. С 2014 года угасла международная активность, русские галереи отрезали от ведущих ярмарок мира. И мы вернулись домой. Стало ясно, что без создания мощной базы в России мир не завоевать. У тебя два варианта: или ты должен совсем от России отдалиться, уехать из нее и делать бизнес там или должен внутри страны создавать фан-клубы современного искусства, поливать и ухаживать за родной поляной. Я выбрал второй путь. После закрытия лондонской галереи мы сделали проект Red October Gallery в партнерстве с группой «Гута» и создали Vladey — первый российский аукцион современного искусства. До этого на «Красном Октябре» организовали первую ярмарку Cosmoscow в партнерстве с галеристом Фолькером Дилем из Берлина и Маргаритой Пушкиной.

Мощная ситуация на рынке искусства внутри страны до сих пор, к сожалению, не сложилась. Этому есть и объективные, и субъективные причины. За прошедшие 30 лет какие-то отрасли, например банковская, смогли сделать рывок и выйти на серьезный международный уровень. У нас не получилось — по разным причинам.

Можем назвать эти причины?

Основная для всех очевидна. Дело даже не во внешних факторах (нет международного рынка русского современного искусства, и государство не помогает — оно, кстати, не обязано это делать) — дело в том, что внутри художественного сообщества, нашего сообщества, которое претендует на то, что занимается топовым современным искусством музейного уровня, нет единства. Нет общности, в которой мы бы понимали, что все мы: художники, галеристы, музейщики, критики — делаем общее дело. Все бьются со всеми.

Кажется, что в последние годы взаимоотношения внутри сообщества вообще как-то драматически поменялись.

В 1990-е, кроме частных галерей, никто современным искусством толком не занимался. Можно вспомнить Фонд Сороса, который раздавал денежки близким ему людям; начал шевелиться ГЦСИ Леонида Бажанова; в Третьяковке Андрей Ерофеев иногда пробивался с боями через бюрократическую стену. Пушкинский современностью не занимался, «Гаража» не было, Ольга Свиблова только планировала свой Дом фотографии, Московский музей современного искусства появился лишь в 1999 году. Галереи были единственными, кто поддерживал художников и делал им выставки, пусть у них и не было для этого большого объема средств. Были энергия, воля и любовь к искусству.

Сейчас музеев современного искусства много. Почему ситуация с отечественным совриском не особо улучшается?

Сейчас много крупных музеев и фондов. Если вы посмотрите на бюджеты Третьяковской галереи или музея «Гараж» — это гигантские объемы средств. Если сложить бюджеты частных галерей по всей стране, и то таких цифр не получим! Может, поэтому и не хватает координации усилий, сотрудничества между музеями современного искусства и галереями. Некоторые музеи даже иногда стараются конкурировать с галереями — мне странно на это смотреть. Да, галеристы разные (в этом их сила, кстати), но для них искусство и художники — любимые, ради них они готовы на жертвы. Я их за это очень уважаю. Галерист — тяжелый труд, не все это выдерживают. Только со стороны кажется, что это брызги шампанского и страницы гламурных журналов. Бросившие это дело завидуют оставшимся, а выжившие пашут. Счастливчики: их греют искусство и реализация новых проектов!

Арт-сообщество вроде должно очень четко понимать, что у нас есть общие интересы и нам не следует пинать друг друга. Пни Шилова или Сафронова: они захватили твою территорию! Не трогай товарища из твоего окружения! Ему так же тяжело, как и тебе. На той стороне — бюджеты государства, его медальки и медиа. А мы всё внутри себя боремся, пытаемся разобраться, кто тут главный. На кухне просто: испеки сначала пирог, а потом дели его. А у нас часто сначала дележ пирога, и результат — пшик. United, братцы!

Вам удается сегодня работать с молодыми начинающими художниками, как прежде, в 1990-е годы?

У нас все в порядке с экспертизой и, как сейчас модно говорить, research. Мы часто экспериментируем, в групповых проектах просматриваем молодежь. На следующий год одну такую выставку уже запланировали. За последние годы из молодых к нам присоединились талантливые художники из Санкт-Петербурга: Александр Цикаришвили, Леонид Цхэ, Нестор Энгельке.

Нам есть над чем работать. Очень сильный состав художников. Каждый из них достоин нашей поддержки. Это диктует нам тщательнее относиться к приглашению новых авторов. Сейчас на слуху молодежь. Мы ее любим, но она еще должна доказать свою силу. И есть проверенные силачи. Им нечего доказывать. Если только самим себе. Такие нам интересны.

У вас уникальное положение: вы одновременно глава аукциона и галереи, еще и ярмарку проводите. Такого прежде не бывало. Это же конфликт интересов?

Ярмарка, аукцион или галерея — это просто инструментарий для продажи произведений искусства. В какой-то период времени лучше работает одно, в какой-то — другое. Насчет конфликта — тонкая вещь. Российский арт-рынок молодой, сравнение его с американским или немецким не очень корректно. Мы стараемся использовать все нюансы и возможности, и в этом наша сила.

В России много известных художников, которые продают свои работы самостоятельно, без галерей. Некоторые продают и через галереи, и сами. В Америке или Германии такого нет на серьезном уровне. Там художник занимается искусством, он для коллекционеров — святой, не запачканный деньгами. А грязную работу по продаже предметов его творчества он передает галеристам или аукционам. И так функционирует мир искусства. Может, это не приносит сиюминутного результата, необходимо время для создания рынка того или иного автора, приходится потерпеть и галеристу, и художнику, но выигрыш для художника и продавца очевиден: каждый занимается своим делом и зарабатывает и деньги, и имя. А если не выходит — меняй галериста.

У нас пока не получилось, чтобы коллекционеры, галеристы, художники и музеи осознали свою общность. Коллекционер часто стремится купить дешево, он манипулирует художником, нередко заставляя его отказываться от работы с галереями. А дальше что? Готов ты сам стать галеристом?

Vladey — компания в рынке. Она работает и с художниками, и с галереями, и с дилерами. Мы всегда стараемся вести себя корректно. Конечно, иногда галереи на нас жалуются, потому что на аукционах создается публичная цена и не всегда она такая, как хочется галеристу. Когда она высокая — плохо, когда низкая — тоже плохо. Я считаю, что за семь лет с аукционом Vladey мы прошли большой путь. С апреля мы проводим еженедельные торги, помогли многим художникам пережить тяжелые времена. Иногда торги в формате «всё по 100», где старт лотов — €100, иногда аукцион с оценками. Мы динамичны и стараемся в интересах и художников, и коллекционеров.

Вы тоже коллекционер. Мы видели вашу коллекцию на выставке «Борщ и шампанское» и на ярмарке Da!Moscow. Что ваше любимое? Что висит дома?

Сапожник без сапог — часто про меня. Иногда качество домашней экспозиции уступает галерейной. Но иногда и наоборот.
Мое отношение к произведениям искусства диктуется стремлением приобщиться к лучшим из них. Мне важно, чтобы они прошли через мои «первые руки». Возможно, я и не показывал работу на выставке, возможно, я заключил сделку, даже не видя ее вживую, но причастность к великому, к чему-то неординарному приносит мне радость и двигает вперед.

Фигура коллекционера в мире искусства самая важная. Тебя все любят: художники и галеристы, музейщики и критики. Ты покупаешь и даешь картины на выставки, ты желанен на всех светских приемах и вернисажах. А как только пойдешь в галеристы или критики, сразу кому-то дорогу перейдешь. Так что мой совет простой: будь коллекционером! 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+