18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

«Пиршество богов» познается умом и спектрографом

№87
Материал из газеты

В книге Дэвида Алана Брауна воплотились результаты более чем 40-летних исследований творчества Беллини

Знаменитый австрийский ученый Юлиус фон Шлоссер полагал, что хорошая книга по истории искусства должна быть монографией одного произведения, подчеркивая «островной» характер любой художественной работы. Именно такой книгой стало исследование Дэвида Алана Брауна, посвященное картине Джованни Беллини (1430–1516) «Пиршество богов» (1514), которая хранится в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Несмотря на обобщающую фразу «Поздние работы» в заглавии этого труда, автор чаще всего обращается именно к «Пиршеству», выдвигая новаторские идеи в связи с живописью венецианского Возрождения в целом.

Браун начинает с размышлений о том, что Беллини, которому было уготовано долголетие, имел счастье и несчастье дожить до XVI века. Автор имеет в виду, что «Пиршество богов», несмотря на дату создания, является картиной все же XV столетия. Браун согласен с Пьетро Бембо насчет особенностей творчества Беллини, которые сам художник постулировал для Изабеллы д’Эсте, маркизы Мантуи. Он настаивал на том, что будет ходить туда, куда захочет (vagare alla sua voglia), тем самым утверждая независимость от покровителей.

В этом смысле исследователя не интересуют иконография или стиль — он предпочитает анализ отдельных работ. Браун принимает предложенное Эдгаром Виндом (1948) толкование темы «Пиршества» как задуманного богом Приапом насилия над нимфой Лотидой перед группой пьянствующих богов и богинь. В книге ведется последовательный рассказ о том, как Беллини трактовал источники, как отходил от них, искал композиционные идеи в иллюстрированных изданиях «Фаст» Овидия. Искусствовед демонстрирует, каким образом художник пришел к собственному определению сюжета, предположительно не без консультаций со своим покровителем Альфонсо д’Эсте, герцогом Феррары. При этом Браун посвящает отдельную биографическую главу формированию вкуса у Альфонсо.

Литература о Беллини огромна, и Браун перенял ряд идей предшественников, что обогатило его представления о формировании образов у живописца, в том числе применительно к «Пиршеству богов». На современной стадии изучения картины научная лаборатория вашингтонской Национальной галереи предлагает новую информацию, полученную с помощью неинвазивного мультиспектрального сканирования. Его результаты объясняются в приложении к книге. Становится понятнее, как Беллини вносил изменения в картину и менял композицию. Браун подтверждает предположения прежних исследователей о том, что финальные изменения были внесены по требованию Альфонсо (несмотря на декларативное стремление художника vagare alla sua voglia) и что Беллини, возможно, приезжал в Феррару уже после того, как картина была завершена.

Книга богато иллюстрирована, причем читатель обнаружит здесь ряд важных открытий. Одно из них сделано благодаря новой компьютерной реконструкции «Пиршества богов», воспроизводящей картину в том виде, какой она вышла из мастерской Беллини, без позднейших дополнений от Доссо Досси и Тициана. Удивительно, но на живописном фоне вместо идиллической рощи возникает деревенский лес. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+