Путь ван Гога в рисунках в Музее Дидрихсена

Художественный музей Дидрихсена в Хельсинки отмечает свое 55-летие первой монографической выставкой ван Гога в Финляндии

Винсент ван Гог. «Мальчик с серпом». 1881. Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum
Винсент ван Гог. «Мальчик с серпом». 1881.
Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum

Частному Музею Дидрихсена удалось привезти в Финляндию на выставку «Становясь ван Гогом» 39 больших работ художника на бумаге и два живописных полотна. Так — первым монографическим проектом художника в Финляндии — музей отметил свое 55-летие. Вместо того чтобы собирать выставку из разных коллекций, Петер Дидрихсен, который руководил частным музеем своей семьи в течение долгих лет, и его жена Мария, которая является нынешним директором музея, обратились в Музей Крёллер-Мюллер в Нидерландах, который обладает вторым в мире, после амстердамского Музея ван Гога, собранием работ художника. Таким образом, успех проекта «Становясь ван Гогом» был обеспечен точным выбором партнера.

Винсент ван Гог. «Сидящая женщина». 1882. Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum
Винсент ван Гог. «Сидящая женщина». 1882.
Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum

«Произведения, представленные на нашей выставке, — это гораздо больше, чем просто рисунки, — рассказывает Мария Дидрихсен. — Эти большие работы на бумаге, которую поставлял Винсенту брат Тео, выполнены в технике, которую мы сейчас называем смешанной, с использованием акварели, размывок отдельных цветов, угля, гуаши, туши. Но самое главное, что мы хотели показать, — путь, который самоучка ван Гог прошел от своих первых рисунков до высот мастерства».

Структура выставки «Становясь ван Гогом» следует духу названия: работы представляют этапы становления художника в течение последнего десятилетия жизни в соответствии с местами его жительства, которые он часто менял (нередко в результате сложных отношений со своей семьей, от которой зависел материально). Открывает показ дюжина работ ван Гога, которые он создал в самом начале осознанных творческих усилий, проживая с родителями в Эттене (1881), за ними следуют 20 работ периода жизни в Гааге (с конца 1881-го до осени 1883 года), когда он пытался завести хотя бы подобие семьи. Затем идут восемь работ отчаянно несчастливого периода жизни снова с родителями, на этот раз в Нюнене, после — несколько листов и замечательный автопортрет маслом из его знаменитого двухлетнего парижского периода (с марта 1886-го до марта 1888 года).

Винсент ван Гог. «Крестьянка, чистящая горшок». 1885. Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum
Винсент ван Гог. «Крестьянка, чистящая горшок». 1885.
Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum

Из всех произведений на бумаге, представленных на выставке, выделяются замечательные портреты Син, женщины, с которой художник пытался создать семью и дом, и несколько работ, раскрывающих существенные для феномена творчества ван Гога стороны — его тонкое понимание природы и глубокий психологизм. Интересно наблюдать, насколько хорошо ван Гог владел передачей света еще в самом начале своего пути художника и как удачно он изображал драпировки, притом что во многих работах погрешности анатомии и пропорций тоже видны совершенно отчетливо. Во многих произведениях заметно сильное влияние Жан-Франсуа Милле, а также Рембрандта, который для ван Гога был важен как личность, не только как художник. Выставка в Хельсинки также демонстрирует первую созданную художником акварель «Мальчик с серпом».

Винсент ван Гог. «Автопортрет». 1887. Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum
Винсент ван Гог. «Автопортрет». 1887.
Фото: Rik Klein Gotink/Kröller-Müller Museum

Работы на бумаге оттенены двумя замечательными холстами. Ван Гог написал огромное количество автопортретов — 36, причем за очень короткий, последний период своей жизни. Он не был нарциссом, его автопортреты — страстное высказывание, безответно зовущее к диалогу. Небольшой автопортрет 1887 года на зеленом фоне потрясает и притягивает. Написанный нервными мелкими мазками, он создает эффект удивительной пронзительности глубоко несчастного взгляда художника. Полотно «Улица в Овер-сюр-Уаз» (1890) было создано за два месяца до самоубийства, и оно же — первая картина ван Гога, купленная для публичной художественной коллекции. Широко распространена точка зрения, что первая музейная закупка работ ван Гога произошла в 1908 году для франкфуртского Музея Штедель. На самом деле это случилось на пять лет раньше, когда государственная художественная галерея Атенеум приобрела это произведение, единственную картину ван Гога в музейных собраниях Финляндии.

Художественный музей Дидрихсена в Хельсинки
Становясь ван Гогом
До 31 января 2021 года

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
6
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
7
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+