Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога

Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства

Трансформированное изображение картины «Корни деревьев», наложенное на открытку. Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno
Трансформированное изображение картины «Корни деревьев», наложенное на открытку.
Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno

Расследование началось в 2012 году, когда старший научный сотрудник Музея ван Гога Луи ван Тильбург и дендролог Берт Мас выяснили, что последней работой художника стала картина «Корни деревьев», а не «Пшеничное поле с воронами», как считалось прежде. Главным аргументом послужила малоизвестная незаконченная статья 1893 года Андриеса Бонгера, шурина Тео ван Гога. По свидетельству Бонгера, «утром перед смертью он написал подлесок, полный солнца и жизни».

Новый поворот история получила, когда удалось установить местонахождение изображенных на картине деревьев. Это открытие сделал Вутер ван дер Вен, директор по науке Института ван Гога, связанного с Домом ван Гога — бывшей гостиницей Раву в Овере, где художник умер 29 июля 1890 года.

Открытка «Овер-сюр-Уаз, улица Добиньи». 1900–1910. Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno
Открытка «Овер-сюр-Уаз, улица Добиньи». 1900–1910.
Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno

Четыре месяца назад, когда ван дер Вен просматривал старинные открытки с видами Овера, его внимание привлекло изображение велосипедиста на дороге, идущей вдоль поросшего деревьями крутого склона. Внезапно он осознал, что этот вид напоминает композицию полотна «Корни деревьев» из собрания Музея ван Гога в Амстердаме. Сравнив картину с открыткой 1900–1910-х годов, он убедился в том, что на них изображены одни и те же деревья. 

Из-за ограничений, связанных с пандемией, ван дер Вен смог попасть в Овер только в мае. Благодаря подписи «улица Добиньи» на открытке он легко нашел ту самую точку возле дома 48. Удивительно, но очертания холма и деревьев совпали с запечатленными на картине и открытке.

Винсент ван Гог. «Корни деревьев». 1890. Фото: Courtesy of Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)
Винсент ван Гог. «Корни деревьев». 1890.
Фото: Courtesy of Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)

Это место находится всего в 150 м, то есть в двух минутах ходьбы, от гостиницы, где жил ван Гог. Сейчас его частично расчистили, обнесли защитным ограждением и установили памятную табличку.

Ван дер Вен реконструировал события 27 июля 1890 года — дня, когда художник нанес себе смертельное ранение. Он полагает, что ван Гог начал работу над картиной в то самое утро, выбрав место, удобно расположенное неподалеку от гостиницы. Картина большая (метр шириной), но ван Гог обычно писал очень быстро и, вероятно, практически полностью закончил ее за один сеанс. Затем он пошел в гостиницу, чтобы пообедать. Ван дер Вен считает, что после этого художник вернулся на улицу Добиньи и добавил на полотно ряд деталей и световые эффекты послеполуденного солнца. Хотя у нас никогда не будет возможности проверить эту догадку, не исключено, что именно по возвращении в свою комнату в мансарде он принял роковое решение. В тот вечер, взяв с собой маленький револьвер, он вышел из гостиницы и отправился в пшеничное поле на краю деревушки. Его не убили, как полагают некоторые исследователи. Он покончил с собой.

Современный вид дерева. 2020. Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno
Современный вид дерева. 2020.
Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno

Ван дер Вен объясняет: «Ван Гог несколько часов работал над картиной, свидетельствующей о том, что его глубоко занимала тема вечной борьбы жизни и смерти. Чувствуя одиночество и не видя другого выхода, он решил прервать свой жизненный путь на закате, на окраине деревни с видом на свежескошенное пшеничное поле».

Подробно о своем открытии ван дер Вен рассказывает в новом издании «Подрубленный под корень: последние дни ван Гога» (Attacked at the Very Root: an Investigation into Van Gogh’s Last Days), которое можно скачать за небольшое пожертвование.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+