Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога

Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства

Трансформированное изображение картины «Корни деревьев», наложенное на открытку. Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno
Трансформированное изображение картины «Корни деревьев», наложенное на открытку.
Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno

Расследование началось в 2012 году, когда старший научный сотрудник Музея ван Гога Луи ван Тильбург и дендролог Берт Мас выяснили, что последней работой художника стала картина «Корни деревьев», а не «Пшеничное поле с воронами», как считалось прежде. Главным аргументом послужила малоизвестная незаконченная статья 1893 года Андриеса Бонгера, шурина Тео ван Гога. По свидетельству Бонгера, «утром перед смертью он написал подлесок, полный солнца и жизни».

Новый поворот история получила, когда удалось установить местонахождение изображенных на картине деревьев. Это открытие сделал Вутер ван дер Вен, директор по науке Института ван Гога, связанного с Домом ван Гога — бывшей гостиницей Раву в Овере, где художник умер 29 июля 1890 года.

Открытка «Овер-сюр-Уаз, улица Добиньи». 1900–1910. Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno
Открытка «Овер-сюр-Уаз, улица Добиньи». 1900–1910.
Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno

Четыре месяца назад, когда ван дер Вен просматривал старинные открытки с видами Овера, его внимание привлекло изображение велосипедиста на дороге, идущей вдоль поросшего деревьями крутого склона. Внезапно он осознал, что этот вид напоминает композицию полотна «Корни деревьев» из собрания Музея ван Гога в Амстердаме. Сравнив картину с открыткой 1900–1910-х годов, он убедился в том, что на них изображены одни и те же деревья. 

Из-за ограничений, связанных с пандемией, ван дер Вен смог попасть в Овер только в мае. Благодаря подписи «улица Добиньи» на открытке он легко нашел ту самую точку возле дома 48. Удивительно, но очертания холма и деревьев совпали с запечатленными на картине и открытке.

Винсент ван Гог. «Корни деревьев». 1890. Фото: Courtesy of Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)
Винсент ван Гог. «Корни деревьев». 1890.
Фото: Courtesy of Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)

Это место находится всего в 150 м, то есть в двух минутах ходьбы, от гостиницы, где жил ван Гог. Сейчас его частично расчистили, обнесли защитным ограждением и установили памятную табличку.

Ван дер Вен реконструировал события 27 июля 1890 года — дня, когда художник нанес себе смертельное ранение. Он полагает, что ван Гог начал работу над картиной в то самое утро, выбрав место, удобно расположенное неподалеку от гостиницы. Картина большая (метр шириной), но ван Гог обычно писал очень быстро и, вероятно, практически полностью закончил ее за один сеанс. Затем он пошел в гостиницу, чтобы пообедать. Ван дер Вен считает, что после этого художник вернулся на улицу Добиньи и добавил на полотно ряд деталей и световые эффекты послеполуденного солнца. Хотя у нас никогда не будет возможности проверить эту догадку, не исключено, что именно по возвращении в свою комнату в мансарде он принял роковое решение. В тот вечер, взяв с собой маленький револьвер, он вышел из гостиницы и отправился в пшеничное поле на краю деревушки. Его не убили, как полагают некоторые исследователи. Он покончил с собой.

Современный вид дерева. 2020. Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno
Современный вид дерева. 2020.
Фото: Courtesy of Wouter van der Veen/@arthéno

Ван дер Вен объясняет: «Ван Гог несколько часов работал над картиной, свидетельствующей о том, что его глубоко занимала тема вечной борьбы жизни и смерти. Чувствуя одиночество и не видя другого выхода, он решил прервать свой жизненный путь на закате, на окраине деревни с видом на свежескошенное пшеничное поле».

Подробно о своем открытии ван дер Вен рассказывает в новом издании «Подрубленный под корень: последние дни ван Гога» (Attacked at the Very Root: an Investigation into Van Gogh’s Last Days), которое можно скачать за небольшое пожертвование.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+