18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что не так с фильмом Джулиана Шнабеля о ван Гоге

Картина «На пороге вечности» удостоена приза за лучшую мужскую роль (Уильям Дефо) на 75-м Венецианском кинофестивале. По этому случаю Мартин Бейли, ведущий специалист по ван Гогу в Великобритании, предупреждает: в основе фильма лежат весьма спорные гипотезы

Какими бы выдающимися художественными качествами ни обладал фильм Джулиана Шнабеля «На пороге вечности», премьера которого состоялась в Венеции, у него есть один большой недостаток: рассказанная в нем история не соответствует действительности. По версии нью-йоркского художника и кинематографиста, знаменитого голландца застрелил местный подросток, а опубликованные два года назад 65 набросков — подлинники Винсента ван Гога. Оба эти утверждения неверны. 

Убийство или суицид?

Покрытый ржавчиной револьвер Lefaucheux, обнаруженный в поле рядом с Овером в 1950-е гг. Считается, что выстрел из него убил художника. Фото: Частная коллекция
Покрытый ржавчиной револьвер Lefaucheux, обнаруженный в поле рядом с Овером в 1950-е гг. Считается, что выстрел из него убил художника.
Фото: Частная коллекция

Предположение о том, что Винсента ван Гога застрелил 16-летний подросток по имени Рене Секретан, впервые выдвинули американские авторы Стивен Найфе и Грегори Уайт-Смит. Их 953-страничная биография художника, опубликованная в 2011 году, основана на скрупулезной исследовательской работе и прибавляет очень много нового к нашим знаниям о ван Гоге, но приложение под заголовком «Заметка о смертельной ране Винсента» стало настоящей сенсацией. Авторы не уточняют, идет ли речь о преднамеренном убийстве или о причинении смерти по неосторожности, но настаивают на том, что 27 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз именно Секретан сделал выстрел, в результате которого художник через два дня скончался.

Наиболее подробное опровержение теории Найфе — Уайт-Смита опубликовали два уважаемых специалиста из амстердамского Музея ван Гога Луи ван Тилборг и Тейо Медендроп. В статье, вышедшей в Burlington Magazine в июле 2013 года, они тщательно проанализировали свидетельства и отношения между Винсентом и его братом Тео в последние недели жизни художника, а также письмо, обнаруженное на его теле, и пришли к заключению, что он покончил жизнь самоубийством, как и считалось ранее.

Самый убедительный аргумент в пользу версии о самоубийстве заключается в том, что в нее верили Тео и коллеги художника. Кроме того, если доверять свидетельству верного друга ван Гога Эмиля Бернара, сам художник перед смертью настаивал именно на этой версии. Бернар присутствовал на похоронах и два дня спустя писал в письме критику Альберу Орье: «Его самоубийство было абсолютно сознательным, и он совершил его в абсолютно ясном уме». Бернару об этом рассказал Тео. Дополнительным аргументом служит тот факт, что несколькими месяцами ранее Винсент ван Гог, по-видимому, уже предпринимал попытку совершить самоубийство в лечебнице в Сен-Поль-де-Мусоль.

Поскольку самоубийство в то время считалось тяжким грехом, церковь в Овере отказалась предоставить свой катафалк для транспортировки тела ван Гога до кладбища, расположенного на вершине холма. Если художник действительно был убит, что могло побудить Тео принять версию о самоубийстве горячо любимого брата?

Подлинник или подделка?

Книга «Винсент ван Гог: Потерянный альбом из Арля» Богомилы Уэлш-Овчаровой вышла в издательстве Abrams в 2016 г. Фото: Abrams
Книга «Винсент ван Гог: Потерянный альбом из Арля» Богомилы Уэлш-Овчаровой вышла в издательстве Abrams в 2016 г.
Фото: Abrams

В фильме представлено как истинное еще одно очень спорное предположение, связанное с подлинностью так называемого альбома из Арля. Утверждается, что этот набор из 65 набросков принадлежал Мари Жину — владелице арльского Café de la Gare, в комнатах при котором останавливался ван Гог. В 2016 году обнаруженные наброски опубликовала авторитетный канадский ученый Богомила Уэлш-Овчарова.

В 2010 году, за три года до того, как набросками занялась Уэлш-Овчарова, ко мне обратились с вопросом об их подлинности. Тогда я решил, что оснований для того, чтобы установить авторство ван Гога, недостаточно. После публикации альбома рисунки изучил Музей ван Гога и пришел к выводу, что «они сделаны не ваг Гогом» и являются «гораздо более поздними подражаниями рисункам ван Гога, автор которых вдохновлялся репродукциями». Музей обратил внимание на вопросы, связанные с типом чернил, на их заметное выцветание, на тип пера или кисти, топографические ошибки в набросках, на стиль и порядок, в котором опубликовали рисунки из разобранного на листы альбома, а также на отсутствие убедительного провенанса. 

Возвращаясь к фильму «На пороге вечности», хочется отметить, что любой художник или кинорежиссер, вне всяких сомнений, имеет право использовать воображение, чтобы сказать об исторической личности нечто новое, но при этом крайне важно помнить, что его произведение не обязательно отражает правду. Вышедший в 1955 году фильм «Жажда жизни», основанный на одноименном романе 1934 года, породил множество мифов о «безумном» художнике, до сих пор влияющих на образ ваг Гога в глазах широкой публики. Конечно, Шнабель признает, что его фильм — «вымысел», и, конечно, его интерпретация может дать нам новый, интересный взгляд на жизнь и творчество ван Гога, но хочется надеяться, что «На пороге вечности» не породит новых мифов о нем. Так или иначе, подождем выхода фильма на экраны и посмотрим, как Шнабель рассказал историю одного из самых загадочных художников.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+