Навеяно ван Гогу музыкой и пением птиц

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

В книге Van Gogh and Music («Ван Гог и музыка») историк искусства Наташа Вельдорст исследует вопрос о том, как возвышенные гармонические сочетания могут передаваться в живописи

Natascha Veldhorst. Van Gogh and Music: a Symphony in Blue and Yellow / Translation by Diane Webb. Yale University Press. 184 c. £40. На английском языке
Natascha Veldhorst. Van Gogh and Music: a Symphony in Blue and Yellow / Translation by Diane Webb. Yale University Press. 184 c. £40. На английском языке

В книге Van Gogh and Music («Ван Гог и музыка») историк искусства Наташа Вельдорст исследует вопрос о том, как возвышенные гармонические сочетания могут передаваться в живописи. 

Винсент ван Гог не блистал музыкальными способностями (в Эйндховене его учитель игры на фортепьяно, отчаявшись, отказался от него). «Винсент не часто ходил на концерты, у него не было глубокого понимания музыки, он не играл на музыкальных инструментах и не вращался в кругах музыкантов», — пишет Вельдорст. Тем не менее автор отстаивает мысль о том, что музыка была неотъемлемой частью жизни и творчества художника.

Картина «Маргарита Гаше за пианино» (1890) — единственное живописное произведение Винсента ван Гога на музыкальную тему. Фото: Kunstmuseum Basel
Картина «Маргарита Гаше за пианино» (1890) — единственное живописное произведение Винсента ван Гога на музыкальную тему.
Фото: Kunstmuseum Basel

Ван Гог родился в маленьком городке Зюндерт на юге Нидерландов и воспитывался в доме, где музыка звучала всегда. Благодаря отцу, пастору Теодору ван Гогу, он еще мальчиком слушал псалмы, гимны и звуки приходской фисгармонии, а также нередко присутствовал на выступлениях местного духового оркестра. Но в его творчестве музыка не была главной темой. Лишь когда ему было уже за 30, он создал серию рисунков музыкантов: скрипачей, кларнетистов, пианистов и флейтистов. А в 1890 году завершил свою единственную работу маслом на музыкальную тему — «Маргарита Гаше за пианино», домашний портрет жены его лечащего врача.

Для живописи ван Гога музыка была эмоциональным, техническим и чувственным образцом, а не музой в буквальном смысле. Это также явствует из документов. Его письма брату Тео были полны музыкальных аллюзий и метафор. Однако его притягивала не просто музыка, а звук вообще. Он стремился визуально воссоздать стрекотание цикад и свист ветра в пшеничных полях. Он наслаждался пением птиц, этих символов свободы, и как-то заметил: «Птицам не надо петь, а художникам создавать картины, если они будут думать, что вкладывают в это слишком много страсти».

Если музыка — это путеводная звезда художественных замыслов ван Гога, то она же и метроном его настроений. Когда настроение было хорошим, он пел; когда оно портилось — искал успокоения в пении жаворонков и соловьев. «Даже если я часто не в себе, — писал он Тео в 1883 году, — то внутри меня спокойствие, чистая гармония».  

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+