18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные

№37
Материал из газеты

Выставка двух художников, прошедшая в Музее Мунка в Осло, теперь открылась в Музее Ван Гога

Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.

Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон),  Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).

Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.

Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в ­1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.

Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке. 

Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+