18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как ван Гог стал японцем, а цветущий миндаль Прованса — сакурой

№61
Материал из газеты

Турне выставки о любви ван Гога к Японии завершится в его музее в Амстердаме

Выставка «Ван Гог и Япония» уже успела побывать в Стране восходящего солнца: в Саппоро, Токио и Киото. Музей ван Гога в Амстердаме — последняя остановка этого триумфального турне. И если в японском варианте работы ван Гога (1853–1890) дополняли произведения местных художников, испытавших его влияние, то амстердамская экспозиция сосредоточится на одной теме — неизбывной любви голландца к японскому искусству. Из собственно японских вещей будет только большая подборка гравюр укиё-э из коллекции Музея ван Гога, здесь их около 560. Ядро же экспозиции составят 40 произведений самого художника.

Японское искусство европейцы открыли для себя в середине 1850-х. В Париже оно сразу же приобрело огромную популярность — не было художника, который бы не собирал японские гравюры. Ван Гог начал собирать гравюры Утамаро, Хиросигэ и Хокусая еще в Антверпене, где недолго проучился в Академии художеств, а приехав в 1886 году в Париж к брату Тео, продолжал пополнять коллекцию. Он считал японцев равными в искусстве европейцам и даже устроил выставку гравюр из собственного собрания в кафе своей подруги Агостины Сегатори, портрет которой на фоне гравюр (1887), как и портрет Жульена Танги того же года, будет в экспозиции в Амстердаме. Ван Гог копировал японцев («Цветущий сливовый сад. После Хиросигэ», 1887), подражал им («Мост под дождем. После Хиросигэ», 1887) и с восхищением писал своему брату: «Японское искусство чем-то напоминает греческую архаику, наших нидерландских старых мастеров, Рембрандта, Поттера, Халса, Вермеера, Остаде, Рейсдаля». У японцев он научился изображению плоского пространства, динамике композиции, работе с большими фрагментами чистого цвета, обведенного четкой линией, вниманию к обыденным вещам и той особой атмосфере праздника, которой буквально дышали работы японцев. Когда Винсент уехал в Арль в 1888 году, он оставил свою японскую коллекцию у брата: она ему была больше не нужна, он уже сам стал почти японцем. Ту же натуру, цвета и атмо­сферу, что у Утамаро и Хиросигэ, он надеялся найти в южной природе Прованса. И одна из последних картин Винсента была «японской» — «Цветущий миндаль» 1890 ­года. 

Музей ван Гога
Ван Гог и Япония
23 марта – 24 июня 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+