18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Страсть французов к садам расцвела в Гран-пале райскими кущами

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

На «ботанической» выставке в Париже собрали все, даже гумус с гербариями

Императорский лимон. Флоренция, Италия. Между 1775 и 1793. Воск, керамика. Фото: © Museum of National History - University of Florence / Photo Saulo Bambi
Коломан Мозер. «Бархатцы». 1909. Холст, масло. Фото: © Leopold Museum, Vienne
Пьер-Николя Лерой. «Рельефный план поместья Бельвю». XVIII в. Керамика. Фото:© Bibliothèque nationale de France, Pari
Леопольд и Рудольф Блашка. «Рудбекия». 1900. Стекло. Фото: Natalja Kent © President and Fellows of Harvard College
Анна Аткинс. «Водоросли Британии». 1845. Цианотипия. Фото: © Muséum national d’histoire naturelle (Paris) - Direction des Bibliothèques et de la documentatio
Ян Монель. «Сказка сада». Инсталляция из фотографий и голоса. Фото: © Yann Monel
Императорский лимон. Флоренция, Италия. Между 1775 и 1793. Воск, керамика.
Фото: © Museum of National History - University of Florence / Photo Saulo Bambi
Коломан Мозер. «Бархатцы». 1909. Холст, масло.
Фото: © Leopold Museum, Vienne
Пьер-Николя Лерой. «Рельефный план поместья Бельвю». XVIII в. Керамика.
Фото: © Bibliothèque nationale de France, Pari
Леопольд и Рудольф Блашка. «Рудбекия». 1900. Стекло.
Фото: Natalja Kent © President and Fellows of Harvard College
Анна Аткинс. «Водоросли Британии». 1845. Цианотипия.
Фото: © Muséum national d’histoire naturelle (Paris) - Direction des Bibliothèques et de la documentatio
Ян Монель. «Сказка сада». Инсталляция из фотографий и голоса.
Фото: © Yann Monel

В Гран-пале рассудили, что столь дорогую сердцу и глазу француза тему музеи до сих пор несправедливо обходили стороной — стало быть, надо эту оплошность исправить. Главой команды кураторов пригласили директора Музея Пикассо в Париже Лорана Ле Бона — человека страстного и увлекающегося, из него вышел бы неплохой садовник. Выставке же этой стихийный сумбур не к лицу. Она логично переходит от гумуса к инсталляции, притворяясь то естественно-научным музеем, то художественным. Фрески Помпей соседствуют здесь с гербариями Жан-Жака Руссо и фиалками Альбрехта Дюрера, датируемыми 1490 годом, — одним из первых изображений цветов в искусстве во времена, когда ботаника только-только утверждалась в статусе науки.

Фотографии на растительную тему Анри Картье-Брессона и Йозефа Судека тонут в панорамах дворцов Версаля и Марли. Восковые цветы-скульптуры одним кураторам известного мавританского художника и кучки-образцы луарской земли «собирателя пыли» Коичи Куриты блекнут перед блеском «ботанических» украшений Cartier и Van Cleef & Arpels, а именитые художники-садовники Клод Моне и Жан Оноре Фрагонар соседствуют с безымянными лейками и тяпками, и еще есть фильмы, и, кажется, что свой рассказ — вот так, через запятую — про все, что имеется на тему садов, Ле Бон может вести без конца, благо территориально он ограничен Францией.

Здесь не стоит придерживаться выставочного маршрута, пытаться нащупать связь и увидеть все. В этих «Садах» каждый должен следовать своим пристрастиям. Ценители ботанических картинок остановятся у иллюстраций Пьера Жозефа Редуте (1759–1840). «Рафаэль цветов», как его часто называют, угодил и науке, и живописи. Если хочется подробностей, то в парижском Музее романтической жизни до октября проходит его большая выставка. Адепты фотографии не пройдут мимо папоротников ботаника и одной из первых женщин-фотографов  Анны Аткинс (1799–1871).

Клод Моне. «Завтрак». 1873. Холст, масло. Фото: © Musée d’Orsay, dist. Rmn-Grand Palais / Patrice Schmidt
Эмиль Клаус. «Старый садовник». 1885. Холст, масло. Фото: Liege, Musee des Beaux-Arts/La Boverie
Эжен Атже. «Вид на парк в Со». 1925. Фотография. Фото: © Bibliothèque nationale de France, Pari
Герхард Рихтер. «Летний день». 1999. Холст, масло. Фото: © Gerhard Richter 2017 (21122016)
«Сад». 30–35 гг. н.э. Фреска. Помпеи, дом Золотого браслета. Фото: © 2017. Photo Scala, Florence - courtesy of the Ministero Beni e Att. Culturali
Альбрехт Дюрер. «Водосбор». 1490 (?). Пергамент, акварель, гуашь. Фото: © Albertina, Vienne
Клод Моне. «Завтрак». 1873. Холст, масло.
Фото: © Musée d’Orsay, dist. Rmn-Grand Palais / Patrice Schmidt
Эмиль Клаус. «Старый садовник». 1885. Холст, масло.
Фото: Liege, Musee des Beaux-Arts/La Boverie
Эжен Атже. «Вид на парк в Со». 1925. Фотография.
Фото: © Bibliothèque nationale de France, Pari
Герхард Рихтер. «Летний день». 1999. Холст, масло.
Фото: © Gerhard Richter 2017 (21122016)
«Сад». 30–35 гг. н.э. Фреска. Помпеи, дом Золотого браслета.
Фото: © 2017. Photo Scala, Florence - courtesy of the Ministero Beni e Att. Culturali
Альбрехт Дюрер. «Водосбор». 1490 (?). Пергамент, акварель, гуашь.
Фото: © Albertina, Vienne

В череде витрин с гербариями можно обнаружить, например, имя Пауля Клее (1879–1940). Ощущение, что смотришь на его картины — столь же плотные по композиции, но вместо ярких квадратов и линий — засушенные стебли и листья. Неожиданно в этой компании встретить Пабло Пикассо. И у него, оказывается, был «букетный» период: в 1920-х годах, когда он жил с Ольгой Хохловой, ничто прозаическое не было ему чуждо, в том числе и цветы.

Один из важных гастролеров на выставке — «Старый садовник» бельгийского художника-импрессиониста Эмиля Клауса (1849–1924). Ле Бон называет его «Джокондой» музея в Льеже, и к этому нечего добавить, нужно разве что смотреть.
Есть в «Садах» и забытый сегодня французский художник Эрне Куо (1842–1931) — большой специалист по розам и один из любимых живописцев Винсента Ван Гога. Но и те, кто пришел за классическими шедеврами, не уйдут отсюда ни с чем. Банк Франции, чья коллекция редко выходит на публику, отпустил в Гран-пале свои живописные сокровища: Антуан Ватто, Фрагонар, Клод Моне, Поль Сезанн, Густав Климт, Анри Матисс, Гюстав Кайботт. 

Музеи Гран-пале
Сады
До 24 июля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+