Страсть французов к садам расцвела в Гран-пале райскими кущами

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

На «ботанической» выставке в Париже собрали все, даже гумус с гербариями

Императорский лимон. Флоренция, Италия. Между 1775 и 1793. Воск, керамика. Фото: © Museum of National History - University of Florence / Photo Saulo Bambi
Коломан Мозер. «Бархатцы». 1909. Холст, масло. Фото: © Leopold Museum, Vienne
Пьер-Николя Лерой. «Рельефный план поместья Бельвю». XVIII в. Керамика. Фото:© Bibliothèque nationale de France, Pari
Леопольд и Рудольф Блашка. «Рудбекия». 1900. Стекло. Фото: Natalja Kent © President and Fellows of Harvard College
Анна Аткинс. «Водоросли Британии». 1845. Цианотипия. Фото: © Muséum national d’histoire naturelle (Paris) - Direction des Bibliothèques et de la documentatio
Ян Монель. «Сказка сада». Инсталляция из фотографий и голоса. Фото: © Yann Monel
Императорский лимон. Флоренция, Италия. Между 1775 и 1793. Воск, керамика.
Фото: © Museum of National History - University of Florence / Photo Saulo Bambi
Коломан Мозер. «Бархатцы». 1909. Холст, масло.
Фото: © Leopold Museum, Vienne
Пьер-Николя Лерой. «Рельефный план поместья Бельвю». XVIII в. Керамика.
Фото: © Bibliothèque nationale de France, Pari
Леопольд и Рудольф Блашка. «Рудбекия». 1900. Стекло.
Фото: Natalja Kent © President and Fellows of Harvard College
Анна Аткинс. «Водоросли Британии». 1845. Цианотипия.
Фото: © Muséum national d’histoire naturelle (Paris) - Direction des Bibliothèques et de la documentatio
Ян Монель. «Сказка сада». Инсталляция из фотографий и голоса.
Фото: © Yann Monel

В Гран-пале рассудили, что столь дорогую сердцу и глазу француза тему музеи до сих пор несправедливо обходили стороной — стало быть, надо эту оплошность исправить. Главой команды кураторов пригласили директора Музея Пикассо в Париже Лорана Ле Бона — человека страстного и увлекающегося, из него вышел бы неплохой садовник. Выставке же этой стихийный сумбур не к лицу. Она логично переходит от гумуса к инсталляции, притворяясь то естественно-научным музеем, то художественным. Фрески Помпей соседствуют здесь с гербариями Жан-Жака Руссо и фиалками Альбрехта Дюрера, датируемыми 1490 годом, — одним из первых изображений цветов в искусстве во времена, когда ботаника только-только утверждалась в статусе науки.

Фотографии на растительную тему Анри Картье-Брессона и Йозефа Судека тонут в панорамах дворцов Версаля и Марли. Восковые цветы-скульптуры одним кураторам известного мавританского художника и кучки-образцы луарской земли «собирателя пыли» Коичи Куриты блекнут перед блеском «ботанических» украшений Cartier и Van Cleef & Arpels, а именитые художники-садовники Клод Моне и Жан Оноре Фрагонар соседствуют с безымянными лейками и тяпками, и еще есть фильмы, и, кажется, что свой рассказ — вот так, через запятую — про все, что имеется на тему садов, Ле Бон может вести без конца, благо территориально он ограничен Францией.

Здесь не стоит придерживаться выставочного маршрута, пытаться нащупать связь и увидеть все. В этих «Садах» каждый должен следовать своим пристрастиям. Ценители ботанических картинок остановятся у иллюстраций Пьера Жозефа Редуте (1759–1840). «Рафаэль цветов», как его часто называют, угодил и науке, и живописи. Если хочется подробностей, то в парижском Музее романтической жизни до октября проходит его большая выставка. Адепты фотографии не пройдут мимо папоротников ботаника и одной из первых женщин-фотографов  Анны Аткинс (1799–1871).

Клод Моне. «Завтрак». 1873. Холст, масло. Фото: © Musée d’Orsay, dist. Rmn-Grand Palais / Patrice Schmidt
Эмиль Клаус. «Старый садовник». 1885. Холст, масло. Фото: Liege, Musee des Beaux-Arts/La Boverie
Эжен Атже. «Вид на парк в Со». 1925. Фотография. Фото: © Bibliothèque nationale de France, Pari
Герхард Рихтер. «Летний день». 1999. Холст, масло. Фото: © Gerhard Richter 2017 (21122016)
«Сад». 30–35 гг. н.э. Фреска. Помпеи, дом Золотого браслета. Фото: © 2017. Photo Scala, Florence - courtesy of the Ministero Beni e Att. Culturali
Альбрехт Дюрер. «Водосбор». 1490 (?). Пергамент, акварель, гуашь. Фото: © Albertina, Vienne
Клод Моне. «Завтрак». 1873. Холст, масло.
Фото: © Musée d’Orsay, dist. Rmn-Grand Palais / Patrice Schmidt
Эмиль Клаус. «Старый садовник». 1885. Холст, масло.
Фото: Liege, Musee des Beaux-Arts/La Boverie
Эжен Атже. «Вид на парк в Со». 1925. Фотография.
Фото: © Bibliothèque nationale de France, Pari
Герхард Рихтер. «Летний день». 1999. Холст, масло.
Фото: © Gerhard Richter 2017 (21122016)
«Сад». 30–35 гг. н.э. Фреска. Помпеи, дом Золотого браслета.
Фото: © 2017. Photo Scala, Florence - courtesy of the Ministero Beni e Att. Culturali
Альбрехт Дюрер. «Водосбор». 1490 (?). Пергамент, акварель, гуашь.
Фото: © Albertina, Vienne

В череде витрин с гербариями можно обнаружить, например, имя Пауля Клее (1879–1940). Ощущение, что смотришь на его картины — столь же плотные по композиции, но вместо ярких квадратов и линий — засушенные стебли и листья. Неожиданно в этой компании встретить Пабло Пикассо. И у него, оказывается, был «букетный» период: в 1920-х годах, когда он жил с Ольгой Хохловой, ничто прозаическое не было ему чуждо, в том числе и цветы.

Один из важных гастролеров на выставке — «Старый садовник» бельгийского художника-импрессиониста Эмиля Клауса (1849–1924). Ле Бон называет его «Джокондой» музея в Льеже, и к этому нечего добавить, нужно разве что смотреть.
Есть в «Садах» и забытый сегодня французский художник Эрне Куо (1842–1931) — большой специалист по розам и один из любимых живописцев Винсента Ван Гога. Но и те, кто пришел за классическими шедеврами, не уйдут отсюда ни с чем. Банк Франции, чья коллекция редко выходит на публику, отпустил в Гран-пале свои живописные сокровища: Антуан Ватто, Фрагонар, Клод Моне, Поль Сезанн, Густав Климт, Анри Матисс, Гюстав Кайботт. 

Музеи Гран-пале
Сады
До 24 июля

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+