18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Instagram 10 лет: как приложение совершило переворот на арт-рынке

Instagram, который называют «новым большим арт-дилером», часто используется для привлечения внимания к торгам и помогает художникам и галереям продвигать свой бренд на международном уровне

Instagram, который запустили десять лет назад, изменил правила игры во множестве индустрий. Но как приложению удалось произвести переворот на арт-рынке, беззаветно преданном традиционным структурам и иерархиям?

По данным на 1 января 2020 года, Instagram ежемесячно привлекал почти миллиард пользователей, уступая в западном секторе социальных сетей лишь Facebook (2,6 млрд). Однако, согласно составленному Hiscox отчету о состоянии онлайн-торговли искусством за 2019 год, Instagram обошел Facebook и стал самым популярным в художественном мире каналом; подавляющее большинство респондентов ответили, что предпочитают использовать именно Instagram для того, чтобы знакомиться с новым искусством, подписываться на художников, следить за трендами и, в конце концов, находить работы, которые они хотят купить.

Легко понять, почему Instagram называют «новым большим арт-дилером»; аудитория в миллиард человек — это гораздо больше, чем то, о чем могут мечтать Christie’s, Sotheby’s или любая из галерей. Но Instagram предполагает скорее просмотр — или даже невнимательное проматывание, — чем покупки: он эффективнее всего в качестве «рекламного инструмента, помогающего пробудить интерес к торгам и другим событиям офлайн», — говорится в совместном отчете UBS и Art Basel о состоянии мирового рынка искусства. Это никоим образом не умаляет роли Instagram на арт-рынке: возможность говорить с заинтересованными людьми напрямую, в удобном и визуально эффектном формате дает как художникам, так и небольшим галереям и арт-консультантам возможность развивать свой бренд на международном уровне в один клик, не дожидаясь одобрения светил индустрии.

Но главная сила платформы заключается в культуре селебрити и инфлюенсеров. Искусство всегда было связано с богатством и роскошью, и Instagram подливает масла в этот огонь: так, в 2015 году актер Пирс Броснан выложил селфи с шезлонгом, выставленным на торги на Phillips; после этого арт-объект побил аукционный рекорд в категории предметов дизайна.

Instagram позволяет технологически подкованным художникам добиваться славы самостоятельно, продавать произведения на своих условиях и напрямую общаться с поклонниками и коллекционерами. Кого-то это избавило от нужды в посреднике — арт-дилере. В других случаях круг подписчиков художников может привлечь к ним интерес галерей, которые предлагают им сотрудничество и таким образом также получают доступ к их подписчикам. Канадская художница пакистанского происхождения Мария Камар (@hatecopy) собрала большую базу поклонников (около 200 тыс. человек), и в результате нью-йоркская Richard Taittinger Gallery пригласила ее в свой пул.

Так покупают ли люди в Instagram? Согласно отчету UBS и Art Basel, 61% опрошенных крупных коллекционеров сказали, что покупали искусство, выставлявшееся в приложении; в отчете Hiscox этот показатель достигает 75%. Никто не знает, что принесет следующее десятилетие, но на сегодняшний день, как говорится в заключении отчета UBS и Art Basel, сила Instagram — в его способности привлекать коллекционеров и формировать предпочтения. Но в том, что касается заключения реальных сделок, его эффективность ограниченна.

Впрочем, изменения, происходящие на арт-рынке под влиянием Instagram, не ограничиваются финансовыми аспектами. Платформу широко используют активисты, сообщающие о случаях расизма и сексизма, чтобы искоренить неэтичное поведение внутри индустрии.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+