18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Королевская академия художеств может продать «Мадонну Таддеи» Микеланджело

Некоторые из членов академии считают, что вместо сокращения почти половины рабочих мест следует рассмотреть возможность продажи «Мадонны Таддеи», стоимость которой оценивается в несколько сотен миллионов фунтов

Продажа знаменитого мраморного тондо «Мадонна Таддеи» Микеланджело из коллекции Королевской академии художеств обсуждается не впервые. Спустя 40 лет к этому вопросу на минувшей неделе вернулись вновь — на этот раз для возможного решения финансовых проблем, возникших из-за пандемии COVID-19.  

В 1978 году секретарь академии Сидни Хатчинсон писала в Drummonds Bank, где у институции к тому времени накопилась задолженность в £675 тыс.: «Строго конфиденциально сообщаю вам, что в случае, если официальная попытка получить субсидию от правительства провалится, я полагаю, у академии не будет другого выхода, кроме как продать тондо Микеланджело по его рыночной цене, то есть приблизительно за £6 млн».

Королеву, которая является попечительницей академии, тогда проинформировали: «Мы можем продать что-то из коллекции, но это скользкий путь. Единственный объект, способный решить наши проблемы [то есть тондо Микеланджело], многие считают национальным достоянием». Впоследствии Королевская академия отказалась от продажи, даже несмотря на то, что ей так и не удалось получить помощь от Художественного совета Англии.

Сегодня стоимость «Мадонны Таддеи» (которая называется так по имени заказчика) могла бы составить несколько сотен миллионов фунтов, в особенности после продажи в 2017 году «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450 млн. Практически невозможно представить, что какой-либо из национальных музеев Великобритании сможет позволить себе такое приобретение, так что покупатель скульптуры, скорее всего, будет из-за рубежа.

Большой круглый рельеф Микеланджело, высеченный из мрамора в 1504–1505 годах, изображает Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. В 1830 году тондо передал в собрание Королевской академии сын коллекционера сэра Джорджа Бомонта, пожелавшего, чтобы к произведению «предоставили свободный доступ для всех художников».

Как сообщает Observer, на фоне прогнозируемого в этом году дефицита бюджета в £8 млн небольшая группа членов академии, «вероятно, будет настаивать на том, что институции следует продать тондо вместо того, чтобы сокращать рабочие места». Персонал академии предупредили, что увольнение ждет приблизительно половину сотрудников — около 150 человек.

Тем временем Королевская академия обратилась к Художественному совету Англии с просьбой предоставить ей в чрезвычайном порядке субсидию из суммы в £1,57 млрд, выделенной правительством на поддержку искусств. Ожидается, что организация даст ответ уже в ближайшее время, но даже очень щедрая помощь лишь частично облегчит положение академии, поскольку ее бюджет в очень значительной степени зависит от посетителей (число которых в минувшем году составило 1,25 млн человек).

Сообщается, что идея продать тондо «привела в ужас» президента Королевской академии Ребекку Солтер. Представительница институции говорит: «Королевская академия художеств не намерена продавать какие-либо вещи из своей коллекции. Для нас забота о выдающихся произведениях искусства — большая честь и ответственность. Наша обязанность — сохранить постоянную коллекцию, чтобы ею могли наслаждаться нынешние и будущие поколения».

В числе противников продажи — прогрессивный член академии Патрик Брилл, работающий под псевдонимом Боб и Роберта Смит. «Нельзя позволять олигархам и аукционистам растаскивать активы национальных коллекций, — говорит он. — Мы должны создать новый объединенный государственно-частный поток финансирования для сохранения рабочих мест. Если бы с этой целью устроили большую распродажу современного искусства, мы с коллегами с удовольствием пожертвовали бы для нее отличные произведения искусства».

Скорее всего, списание тондо из коллекции встретит сопротивление подавляющего большинства академиков. В общей сложности организация насчитывает 80 членов, которые собираются трижды в год. Судьба тондо будет обсуждаться на ближайшей встрече, назначенной на декабрь.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+