18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мадонна Микеланджело не находит себе места

№54
Материал из газеты

В Лондоне спорят о том, где и как экспонировать величайшую реликвию Великобритании —мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи»

Мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи» (ок. 1504 — 1506), названный в честь флорентийского купца Таддео Таддеи, заказавшего работу, должен был вернуться в Королевскую академию художеств после закрытия выставки «Микеланджело и Себастьяно», которая до 25 июня идет в Национальной галерее. Однако теперь шедевр привезут обратно уже по завершении реставрации здания академии. В связи с этим в Лондоне ведутся дебаты о том, где именно поместить произведение после выставки.

Последние 26 лет тондо, изображающее сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем, висело у входа в Галереи Саклера, где его могло увидеть большинство посетителей. В полной мере оценить шедевр мешал зеленоватый оттенок защитного пуленепробиваемого стекла. На выставке в Национальной галерее работу наконец-то показали в правильном освещении.

Специалисты академии сначала сообщили, что хотят повесить тондо в подземном зале, соединяющем главное здание Берлингтон-Гарденс с расположенным за ним Берлингтон-Хаус, в холле которого будут выставлены и другие скульптуры. Однако идея не выдержала критики экспертов, считающих, что единственная в Великобритании мраморная скульптура Микеланджело не должна находиться в одном зале с копиями. Независимый искусствовед Элисон Коул, автор недавно вышедшей книги о «Мадонне Таддеи», заявила, например, что «одна из величайших британских реликвий заслуживает главного места в экспозиции». По последней информации, работа Микеланджело, скорее всего, переедет в залы, где выставлено основное собрание Королевской академии, на верхнем этаже Берлингтон-Гарденс. Они откроются в 2018 году в рамках празднования 250-летия академии, основанной в 1768 году.

В конце 1970-х годов Великобритания чуть не лишилась своего сокровища. Академия художеств, столкнувшаяся с серьезными финансовыми проблемами, всерьез собиралась продать барельеф Микеланджело. Тондо тогда оценили в £6 млн — почти в два раза дороже, чем любую работу, когда-либо проданную на аукционе. (Рекорд в то время принадлежал «Портрету Хуана де Пареха» (около 1650) кисти Веласкеса, который в 1971 году за £2,3 млн приобрел нью-йоркский Метрополитен-музей.) При этом всю свою коллекцию академия оценила на общую сумму £7,5 млн. Тогда же было предложено отправить тондо в Метрополитен-музей, чтобы привлечь внимание меценатов из США. Однако разрешение на вывоз барельефа так и не выдали. В феврале 1978 года королева Елизавета II, одна из официальных попечителей музея, получила следующее предупреждение: «Мы можем начать распродавать наше собрание, но это путь в никуда. Тот шедевр, который мог бы спасти нас, многие считают национальным достоянием». В итоге Королевской академии художеств удалось расплатиться с долгами, и об идее продажи барельефа забыли.

Никогда не бывавшая за границей «Мадонна Таддеи», вероятно, из Великобритании уже не выедет: реставраторы не рекомендуют перевозить ее из-за трещины с оборотной стороны.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+