18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Мадонна Микеланджело не находит себе места

№54
Материал из газеты

В Лондоне спорят о том, где и как экспонировать величайшую реликвию Великобритании —мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи»

Мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи» (ок. 1504 — 1506), названный в честь флорентийского купца Таддео Таддеи, заказавшего работу, должен был вернуться в Королевскую академию художеств после закрытия выставки «Микеланджело и Себастьяно», которая до 25 июня идет в Национальной галерее. Однако теперь шедевр привезут обратно уже по завершении реставрации здания академии. В связи с этим в Лондоне ведутся дебаты о том, где именно поместить произведение после выставки.

Последние 26 лет тондо, изображающее сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем, висело у входа в Галереи Саклера, где его могло увидеть большинство посетителей. В полной мере оценить шедевр мешал зеленоватый оттенок защитного пуленепробиваемого стекла. На выставке в Национальной галерее работу наконец-то показали в правильном освещении.

Специалисты академии сначала сообщили, что хотят повесить тондо в подземном зале, соединяющем главное здание Берлингтон-Гарденс с расположенным за ним Берлингтон-Хаус, в холле которого будут выставлены и другие скульптуры. Однако идея не выдержала критики экспертов, считающих, что единственная в Великобритании мраморная скульптура Микеланджело не должна находиться в одном зале с копиями. Независимый искусствовед Элисон Коул, автор недавно вышедшей книги о «Мадонне Таддеи», заявила, например, что «одна из величайших британских реликвий заслуживает главного места в экспозиции». По последней информации, работа Микеланджело, скорее всего, переедет в залы, где выставлено основное собрание Королевской академии, на верхнем этаже Берлингтон-Гарденс. Они откроются в 2018 году в рамках празднования 250-летия академии, основанной в 1768 году.

В конце 1970-х годов Великобритания чуть не лишилась своего сокровища. Академия художеств, столкнувшаяся с серьезными финансовыми проблемами, всерьез собиралась продать барельеф Микеланджело. Тондо тогда оценили в £6 млн — почти в два раза дороже, чем любую работу, когда-либо проданную на аукционе. (Рекорд в то время принадлежал «Портрету Хуана де Пареха» (около 1650) кисти Веласкеса, который в 1971 году за £2,3 млн приобрел нью-йоркский Метрополитен-музей.) При этом всю свою коллекцию академия оценила на общую сумму £7,5 млн. Тогда же было предложено отправить тондо в Метрополитен-музей, чтобы привлечь внимание меценатов из США. Однако разрешение на вывоз барельефа так и не выдали. В феврале 1978 года королева Елизавета II, одна из официальных попечителей музея, получила следующее предупреждение: «Мы можем начать распродавать наше собрание, но это путь в никуда. Тот шедевр, который мог бы спасти нас, многие считают национальным достоянием». В итоге Королевской академии художеств удалось расплатиться с долгами, и об идее продажи барельефа забыли.

Никогда не бывавшая за границей «Мадонна Таддеи», вероятно, из Великобритании уже не выедет: реставраторы не рекомендуют перевозить ее из-за трещины с оборотной стороны.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+