18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр Микеланджело вновь переехал

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Величайшая реликвия Великобритании — мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи» — заняла почетное место в новой галерее Королевской академии художеств в Берлингтон-Гарденс

Микеланджело. «Мадонна Таддеи». Около 1504–1506. Фото: Prudence Сuming
Микеланджело. «Мадонна Таддеи». Около 1504–1506.
Фото: Prudence Сuming

Тондо «Мадонна Таддеи», или «Тондо Таддеи», Микеланджело, ранний шедевр гения и величайшее из сокровищ Королевской академии художеств, снова переезжает. Круглый незавершенный мраморный барельеф, изображающий Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, с 1991 года занимал специально отведенную нишу у входа в Галереи Саклера, а в прошлом году погостил в Национальной галерее на выставке «Микеланджело и Себастьяно». Там, в отличие от прежнего, весьма скромного места — в конце длинного зала с рядами гипсовых скульптур, его буквально смогли увидеть в новом свете.

Тондо, освобожденное от зеленоватого пуленепробиваемого стекла, удивляло не только виртуозной техникой Микеланджело, которая видна во всех потрясающих деталях барельефа (их можно разглядеть благодаря новейшей технологии защитного экрана), но и игрой света и нежных теней, сосредоточивших огромную эмоциональную и духовную силу этого произведения.

После выставки тондо демонстрировалось в контексте других экспозиций Национальной галереи — рядом с шедеврами Высокого Возрождения, в частности с рисунком «Мадонна с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи, который Королевская академия продала Национальной галерее в 1962 году за £800 тыс.

«Мадонна Таддеи» была завещана академии сэром Джорджем Бомоном, талантливым пейзажистом-любителем и ценителем живописи. Он, в свою очередь, приобрел ее в Риме у французского художника-неоклассициста и коллекционера Жан-Батиста Викара. Кроме того, что Викару принадлежало крупное собрание работ Микеланджело, при Наполеоне он отвечал за вывоз произведений искусства из Италии, Франции и австрийских Нидерландов для французских музейных коллекций. И конечно, воспользовался служебным положением, чтобы добыть работы Микеланджело для себя. Хотя потом утверждал, что купил тондо в 1812 году у прямых наследников владельцев палаццо Таддео Таддеи во Флоренции, где оно хранилось с первых дней существования, а затем продал его умолявшему Бомону по сравнительно выгодной цене. Организовать сделку и отправку барельефа в Англию помог великий итальянский скульптор Антонио Канова.

«Мадонна Таддеи» Микеланджело на новом месте. Фото: Hayes Davidson/Collection Gallery
«Мадонна Таддеи» Микеланджело на новом месте.
Фото: Hayes Davidson/Collection Gallery

Как только тондо установили в берлоге Бомона на Гросвенор-сквер в Лондоне, «для всех художников оно стало главным предметом разговора», с энтузиазмом сообщал шотландский живописец Дэвид Уилки. Скульптор Иоганн Генрих Фюссли якобы даже пытался удержать свою коллегу по цеху Энн Сеймур Дамер, «которая рвалась его закончить». Уилки сделал эскиз тондо; набросал его и Джон Констебл в 1830 году, когда после смерти Бомона барельеф перевезли в Королевскую академию. Бомон пожелал, чтобы прекрасное тондо осталось в горячо любимой им институции. Великий мраморный барельеф работы Микеланджело весом 350,75 кг был доставлен в академию за £1.

За всю историю «Мадонна Таддеи» всего дважды покидала свой новый дом (впервые в 1966 году, на выставку в Музей Виктории и Альберта), хотя в самой академии за 188 лет пребывания ее переносили не раз. Теперь прославленный мрамор займет почетное место в новой Галерее коллекции, спроектированной Адриеном Гардером, которую курирует президент Королевской академии Кристофер Ле Брюн, — снова среди копий. 

Тондо будет находиться в северном конце зала, между окон. Таким образом, барельеф станет кульминацией раскрывающейся перед зрителем перспективы. Почетную компанию ему составят копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, созданная в XVI веке Джампьетрино, с левой стороны и три копии этюдов для фрески Рафаэля, выполненные Джеймсом Торнхиллом, с правой. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+