18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Башне с Уралмаша наконец повезло

№84
Материал из газеты

Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма

Грант в размере $180 тыс. выделен Государственному музею архитектуры им. А.В.Щу­сева благотворительным Фондом Гетти (Get­ty Foun­dation) в рамках программы «Сохранение современности». Программа направлена на изучение состояния и сохранение памятников архитектуры XX века, гранты получают институции, чьи заявки побеждают в конкурсе. В этом году было 13 победителей, среди них — Музей архитектуры с обследованием екатеринбургской Белой башни для последующей ее реставрации.

Водонапорная башня в соцгороде завода Уралмаш — образцовый пример промышленной архитектуры конструктивизма, ее форму полностью определила функция. Она была построена в 1928–1931 годах по проекту молодого архитектора Моисея Рейшера, члена группы проектировщиков заводских цехов. Его проект стал победителем конкурса, в котором участвовали еще два архитектора.

Башня была задумана не только как сооружение, снабжающее водой соцгород (ныне Орджоникидзевский район Екатеринбурга), строящийся одновременно с заводом, но и как архитектурная доминанта. Она замыкает 3 улицы, имеет высоту 29 м и стоит на возвышенности, так что долгое время высилась мая­ком над окружающей застройкой. Башня состоит из мощного цилиндрического объема, вытянутого по вертикали параллелепипеда лестничной клетки, четырех железобетонных опор и двух смотровых площадок. 

Ее ввели в эксплуатацию не сразу. При первом запуске стальной цилиндр не выдержал напора воды и прорвался, вместо него был сооружен новый, железобетонный. Несмотря на это, постройка сразу понравилась уралмашевцам. Они и окрестили водонапорную башню Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), покрашенную известкой, Белой башней и сделали ее символом соцгорода.

Уже через два года после сдачи в эксплуатацию башня не могла полностью удовлетворять потребности рабочего поселка. К 1940 году только 20% необходимой воды поселок получал из ее бака. А еще через 20 лет Белая башня перестала функционировать.

Однако ее не снесли, в 1974 году признали объектом культурного наследия и стали искать ей новое применение. Рейшер предложил сделать там молодежное кафе со смотровой площадкой. На протяжении десятилетий появилось еще много подобных проектов, но ни один не был реализован, и башня разрушалась. Различные организации, которым она принадлежала, процесса обветшания никак не останавливали. Так что вновь пошли разговоры о необходимости сноса. И это понятно: разрушающиеся памятники конструктивизма выглядят исключительно уродливо, особенно промышленные объекты. Их руины никак не назвать романтическими. К сожалению, тому можно найти достаточно примеров во многих городах бывшего СССР.

Но башне повезло. Перемены ее участи начались в 2012 году, когда здание перешло в пользование архитектурной группы Podelniki. Ее участники, выпускники института, стали активно возвращать башню в городскую жизнь: устраивали в ней экскурсии, проводили различные мероприятия. Им удалось собрать деньги на ее ремонт и частичную консервацию. Работы велись в сотрудничестве с московским архитектурным бюро «Рождественка».

Деньги, полученные от Фонда Гетти, пойдут на дальнейшее обследование башни, и на его основе впоследствии подготовят проект ее реставрации и приспособления к использованию как общественное пространство. Работа будет вестись под руководством грантополучателя — Музея архитектуры. 

Его директор Елизавета Лихачева надеется, что, помимо московских партнеров музея, в обследовании примут участие екатеринбургские архитекторы. Она также не исключает возможности, что и проект реставрации будет подготовлен ими, поскольку авторский надзор, естественно, легче проводить архитекторам Екатеринбурга. «Но всех специалистов мы, конечно, туда привезем», — обещает Лихачева. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+