18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук

В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева владеет домом Константина Мельникова (1890–1974) в Кривоарбатском переулке, где открыт Музей Константина и Виктора Мельниковых, и архивом архитектора. Елизавета Лихачева и Павел Кузнецов, директора этих двух музеев, вправе чувствовать моральную ответственность за сохранность его наследия. Хотя юридическую ответственность за памятники несут владельцы зданий — объектов культурного наследия регионального значения. А насколько исправно они исполняют свои обязанности, должен следить Департамент культурного наследия города Москвы. В теории все хорошо, на практике — по-разному. Вот что показал осмотр журналистами под предводительством Лихачевой и Кузнецова четырех зданий авторства Мельникова.

Самая обнадеживающая ситуация с клубом завода «Каучук», построенным на Плющихе в 1929 году. Шестьдесят лет он так и оставался клубом, так что за его физическим состоянием следили. В 1950-е годы пережил капитальный ремонт с украшательством: был расписан потолок зрительного зала, интерьеры получили лепной декор, то есть архитектуру «формалиста», как тогда пометили Мельникова, обогатили в стиле сталинской эстетики. В 1987-м клуб был взят под госохрану, что не помешало многочисленным искажениям его облика, появившимся в результате переделок в 1990–2010-е годы, когда арендаторами стали «Арт-центр на Плющихе» и ресторан «Золотой дракон». Однако в этом году клуб передан в безвозмездное пользование Сеченовскому университету, и по его заказу научно-проектным реставрационным предприятием «Симаргл» проведены исследования для предстоящей реставрации. Проектные предложения можно увидеть в самом здании, пока находящемся в плачевном состоянии. Но есть надежда, что реставрация все же состоится и студенты-медики получат клуб-памятник.

А вот будущее клуба парфюмерной фабрики «Свобода» на Вятской улице, к сожалению, туманно. Уже три года здание, находящееся в собственности Москвы, наглухо закрыто и, как всякий бесхозный дом, постепенно разрушается. О последнем его арендаторе — ресторане «Суриков-холл» — напоминает приклеенный к фасаду баннер с изображением бархатно-золотого интерь­ера. Свидетели утверждают, что богатство обстановки «Суриков-холла» ослепляло. Так что достижения проведенной ООО «ИНТЭС» в 2004–2006 годах реконструкции-реставрации ресторан затмил; нынешняя бесхозность ее добивает, штукатурка отлетает от фасада кусками. Необходимо добавить, что та реставрация строго научной не была: часть первоначальных элементов здания восстановили, а часть, наоборот, уничтожили.

В целом этот клуб невезучий. Первоначальный проект, где вытянутая форма здания напоминала о цистернах, используемых в парфюмерном производстве, подвергался многочисленным изменениям. Например, вместо внешних пандусов появились лестницы, «цистерна» стала не круглой, а граненой, в зрительном зале вместо двух раздвижных перегородок осталась одна. В 1940–1950-е годы клуб был превращен во Дворец культуры им. М.Горького, до 1990-х там велась культмассовая работа — и делались ремонты, искажавшие первоначальный облик памятника.

Здание в Большом Сухаревском переулке было спроектировано для конторы Новосухаревского рынка и построено в 1926 году. Белая треугольная башня маяком возвышалась среди моря рыночных павильонов. Со временем рынок исчез, в башне селились различные конторы, и ее геометрическая красота уже никого не волновала. Хотя в начале 1970-х Мельников еще надеялся на ее реставрацию. Вообще, трудно себе представить, что чувствовал архитектор, наблюдая обветшание и перестройки его зданий, видя, как исчезают все его уникальные, продуманные и новаторские решения. В мае этого года право собственности на здание конторы, по сведениям Музея архитектуры, было зарегистрировано на имя Дмитрия Разумова, генерального директора группы ОНЭКСИМ. Охранник, следящий за обшарпанным объектом, уверяет, что башню планируют отреставрировать и вернуть ей первоначальный вид.

Гараж Госплана — одно из самых эффектных поздних (1936 года) творений Мельникова и его ученика Владимира Курочкина. Огромное, в четыре этажа, окно-фара делает здание запоминающимся. «Один „глаз“, смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, — и я обрел связь „формалистического“ подхода с самой сущностью из мира прекрасного» — без этой цитаты из дневников Мельникова не обходится никакая статья о гараже, который долгие годы так и оставался гаражом, утратившим башню главного фасада. В 1990-е он был частично приватизирован, пережил пожар и реставрацию. Сегодня здесь располагаются автомастерская, инженерная компания, типография, прием цветных металлов, два магазина. Выглядит здание вполне прилично, но ему явно нужна еще одна реставрация, исправляющая все упущения предыдущей. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+