18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джеймс Баттервик: «Продаж поддельных работ русского авангарда становится меньше»

Недавно с аукциона на юге США сняли полсотни подделок Наталии Гончаровой, однако в целом ситуация улучшается — считает галерист и специалист по русскому авангарду

Около 50 работ Наталии Гончаровой, выставленных на аукцион Gallery 95 Auction & Estate Sales в Хардвилле (Южная Каролина, США) примерно месяц назад и оказавшихся подделками, удалось снять с торгов. Об этом и о других подобных попытках продажи поддельных произведений мастеров русского авангарда на мировых аукционах рассказал Джеймс Баттервик, британский галерист, арт-дилер и коллекционер, специалист по русскому и украинскому авангарду.

Вы специально интересовались этими торгами?

Конкретно этими — нет, хотя тема продажи подделок меня интересует постоянно. В данном случае увидел информацию в Facebook на странице в закрытой группе «Подделки произведений искусства». Одна из участниц этой группы рассказала о 49 «шедеврах» Наталии Гончаровой, которые появились на сайте аукционного дома Gallery 95, и даже вывесила их фотографии. Работы, на мой взгляд, более чем сомнительные, и я сразу решил обратиться к руководству аукционного дома, чтобы они объяснили, почему выставляют их на торги. Сначала написал им, потом мы несколько раз общались по телефону.

На ваш взгляд, организаторы торгов знали, что выставляют подделки?

Уверен, что нет. Хотя для опытного человека совершенно очевидны все белые пятна: и слабая живопись, и провенанс. Якобы произведения происходят из какого-то частного собрания из Литвы, где Гончарова бывала в 1930-е годы и там написала эти картины… В общем, даже не эксперт, а просто добросовестный любитель, интересующийся творчеством Гончаровой, мог бы усомниться в подлинности работ.

Организаторы настолько наивны?

Уверен, они были слишком доверчивы. Были доброжелательны, даже пригласили прилететь к ним, чтобы своими глазами увидеть эти работы. Вначале они рассказывали, что у них большой запас картин русских и украинских художников конца XIX — начала XX века, что они предоставляют полный сервис аутентификации любых произведений русского авангарда… Но я спросил их: «Представьте, мой клиент покупает вашу работу, а потом предлагает ее на продажу, например, на Sotheby’s. А там ему говорят: „У вас подделка“. Согласитесь ли вы в этом случае вернуть ему деньги?» И тогда организаторы торгов Gallery 95 сказали: «Хорошо. Мы приостанавливаем торги до выяснения подробностей». Насколько я знаю, они детально изучили все ссылки на мои публикации и на скандалы с продажами подделок, которые я им прислал. Торги отменили.

На аукционе предлагались только работы Гончаровой или был еще «русский авангард»?

Там была еще одна работа, которую приписывали Лисицкому. Ну вы понимаете: Гончарова и Лисицкий на каком-то провинциальном аукционе в небольшом городке на юге Штатов, да еще и по $20 тыс. за штуку — это просто смешно. К тому же вещи сами по себе очевидно слабые, провенанс — сказочный. Уверен, что организаторы торгов все поняли.

Произведения Наталии Гончаровой, к сожалению, подделывают очень часто. Вам в последнее время приходилось сталкиваться с другими подобными случаями?

К сожалению, да. Например, в прошлом году во Франции один из известных аукционных домов предлагал подобного рода картину. Я написал им еще до торгов, что считаю их вещь сомнительной. Они ответили, что слушать меня не будут, что полотно все равно выставят на торги. И продали его за более чем €300 тыс. После торгов я опять написал им и спросил: «Учитывая такой успех, могу ли я рассказать прессе о нашей с вами переписке?» Они мне тут же ответили: «Пожалуйста, подождите!» Через неделю снова написали и рассказали, что сравнили пигменты своей работы с пигментами подлинных работ Гончаровой из Центра Помпиду и однозначно установили: это подделка. Продажу сразу отменили.

На ваш взгляд, попыток продажи поддельных произведений мастеров русского авангарда становится меньше?

Безусловно, заметно меньше. Хотя недавно в одной из очень серьезных коллекций в Лондоне я видел несколько подделок Малевича. Владельцы были расстроены этим, но работы им очень нравились… А в прошлом году мне даже угрожали. Попросили провести экспертизу одной картины. Я сказал, что это фальшивка. А через неделю получил из Германии письмо с угрозами то ли от владельцев, то ли от посредников. Но в целом ситуация меняется. История с Gallery 95 для Америки не показательная, ее можно назвать «случай в провинциальном театре». В Европе — да, заметно меньше. Особенно после истории с коллекцией Топоровских.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
4
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+