Джеймс Баттервик: «Продаж поддельных работ русского авангарда становится меньше»

Недавно с аукциона на юге США сняли полсотни подделок Наталии Гончаровой, однако в целом ситуация улучшается — считает галерист и специалист по русскому авангарду

Джеймс Баттервик. Фото: Courtesy of James Butterwick
Джеймс Баттервик.
Фото: Courtesy of James Butterwick

Около 50 работ Наталии Гончаровой, выставленных на аукцион Gallery 95 Auction & Estate Sales в Хардвилле (Южная Каролина, США) примерно месяц назад и оказавшихся подделками, удалось снять с торгов. Об этом и о других подобных попытках продажи поддельных произведений мастеров русского авангарда на мировых аукционах рассказал Джеймс Баттервик, британский галерист, арт-дилер и коллекционер, специалист по русскому и украинскому авангарду.

Вы специально интересовались этими торгами?

Конкретно этими — нет, хотя тема продажи подделок меня интересует постоянно. В данном случае увидел информацию в Facebook на странице в закрытой группе «Подделки произведений искусства». Одна из участниц этой группы рассказала о 49 «шедеврах» Наталии Гончаровой, которые появились на сайте аукционного дома Gallery 95, и даже вывесила их фотографии. Работы, на мой взгляд, более чем сомнительные, и я сразу решил обратиться к руководству аукционного дома, чтобы они объяснили, почему выставляют их на торги. Сначала написал им, потом мы несколько раз общались по телефону.

Работа, приписываемая Наталии Гончаровой. Фото: Gallery 95 Auction & Estate Sale
Работа, приписываемая Наталии Гончаровой.
Фото: Gallery 95 Auction & Estate Sale

На ваш взгляд, организаторы торгов знали, что выставляют подделки?

Уверен, что нет. Хотя для опытного человека совершенно очевидны все белые пятна: и слабая живопись, и провенанс. Якобы произведения происходят из какого-то частного собрания из Литвы, где Гончарова бывала в 1930-е годы и там написала эти картины… В общем, даже не эксперт, а просто добросовестный любитель, интересующийся творчеством Гончаровой, мог бы усомниться в подлинности работ.

Организаторы настолько наивны?

Уверен, они были слишком доверчивы. Были доброжелательны, даже пригласили прилететь к ним, чтобы своими глазами увидеть эти работы. Вначале они рассказывали, что у них большой запас картин русских и украинских художников конца XIX — начала XX века, что они предоставляют полный сервис аутентификации любых произведений русского авангарда… Но я спросил их: «Представьте, мой клиент покупает вашу работу, а потом предлагает ее на продажу, например, на Sotheby’s. А там ему говорят: „У вас подделка“. Согласитесь ли вы в этом случае вернуть ему деньги?» И тогда организаторы торгов Gallery 95 сказали: «Хорошо. Мы приостанавливаем торги до выяснения подробностей». Насколько я знаю, они детально изучили все ссылки на мои публикации и на скандалы с продажами подделок, которые я им прислал. Торги отменили.

Работа, приписываемая Наталии Гончаровой. Фото: Gallery 95 Auction & Estate Sale
Работа, приписываемая Наталии Гончаровой.
Фото: Gallery 95 Auction & Estate Sale

На аукционе предлагались только работы Гончаровой или был еще «русский авангард»?

Там была еще одна работа, которую приписывали Лисицкому. Ну вы понимаете: Гончарова и Лисицкий на каком-то провинциальном аукционе в небольшом городке на юге Штатов, да еще и по $20 тыс. за штуку — это просто смешно. К тому же вещи сами по себе очевидно слабые, провенанс — сказочный. Уверен, что организаторы торгов все поняли.

Произведения Наталии Гончаровой, к сожалению, подделывают очень часто. Вам в последнее время приходилось сталкиваться с другими подобными случаями?

К сожалению, да. Например, в прошлом году во Франции один из известных аукционных домов предлагал подобного рода картину. Я написал им еще до торгов, что считаю их вещь сомнительной. Они ответили, что слушать меня не будут, что полотно все равно выставят на торги. И продали его за более чем €300 тыс. После торгов я опять написал им и спросил: «Учитывая такой успех, могу ли я рассказать прессе о нашей с вами переписке?» Они мне тут же ответили: «Пожалуйста, подождите!» Через неделю снова написали и рассказали, что сравнили пигменты своей работы с пигментами подлинных работ Гончаровой из Центра Помпиду и однозначно установили: это подделка. Продажу сразу отменили.

Работа, приписываемая Наталии Гончаровой. Фото: Gallery 95 Auction & Estate Sale
Работа, приписываемая Наталии Гончаровой.
Фото: Gallery 95 Auction & Estate Sale

На ваш взгляд, попыток продажи поддельных произведений мастеров русского авангарда становится меньше?

Безусловно, заметно меньше. Хотя недавно в одной из очень серьезных коллекций в Лондоне я видел несколько подделок Малевича. Владельцы были расстроены этим, но работы им очень нравились… А в прошлом году мне даже угрожали. Попросили провести экспертизу одной картины. Я сказал, что это фальшивка. А через неделю получил из Германии письмо с угрозами то ли от владельцев, то ли от посредников. Но в целом ситуация меняется. История с Gallery 95 для Америки не показательная, ее можно назвать «случай в провинциальном театре». В Европе — да, заметно меньше. Особенно после истории с коллекцией Топоровских.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+