Подлинные страсти кипят вокруг подделок работ Наталии Гончаровой

№14, июнь 2013
№14
Материал из газеты

Коллекционеры, музейщики и антиквары объединяются в борьбе с фальсификаторами

В расписании лондонской «русской недели» присутствует мероприятие, способное оживить размеренный ход аукционов русского искусства. В галерее «Эрарта» 31 мая пройдет дискуссия Русский арт-рынок. "Подделки и фальшивки". Вероятно, стоит ожидать и подробностей о новом художественном фонде. Весной 2013 года было объявлено о том, что по инициативе коллекционера, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-банк» Петра Авена планируется создание арт-фонда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.

Одной из целей фонда должен стать выпуск каталога-резоне, то есть всех признанных подлинными произведений Гончаровой, и защита наследия художницы от подделок. В дискуссии о подделках согласились принять участие галерист и специалист по русскому искусству Джеймс Баттервик, директор проекта Pigmentum, научный сотрудник Оксфордского университета доктор Николас Исто и специалист организации по поиску утраченных произведений искусства ArtLoss Register Элис Фэррен-Брэдли. Дискуссия должна привлечь к проблеме подделок внимание публики, напомнив о самых громких событиях в этой сфере: судебном процессе Виктора Вексельберга с аукционным домом Christie’s по поводу Одалиски, когда было поставлено под сомнение авторство Бориса Кустодиева; о скандале на выставке Александры Экстер во Франции в 2009 году, когда все экспонаты были объявлены поддельными; наконец, о том, что специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух монографиях, вышедших недавно в Англии и Франции.

У этой образцовой работы Наталии Гончаровой из коллекции Третьяковской галереи (Птица Сирин, 1914) есть сомнительный двойник
У этой образцовой работы Наталии Гончаровой из коллекции Третьяковской галереи (Птица Сирин, 1914) есть сомнительный двойник

Все, что касается творчества Гончаровой, имеет особое значение для русского арт-рынка. Она из редких отечественных художников, чьи работы на аукционах включены в международные разделы модернистов. Впечатляют и результаты продаж: в 2010 году ее полотно Испанка (1916) ушло за £5,5 млн на Christie’s, она заняла место самой дорогой художницы в мире. Неудивительно, что издание двух книг об «амазонке авангарда» вызвало интерес и неоднозначную реакцию российских экспертов. Именно эти книги привела в пример директор галереи «Элизиум», вице-президент по экспертизе Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД) Марина Молчанова, когда на круглом столе Антикварный рынок России: проблемы развития и вопросы исследования (март 2013 года, Москва, Государственный институт искусствознания) зашла речь о сомнительных издательских проектах, наносящих вред внутреннему антикварному рынку. Книга доктора Энтони Партона Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой вышла в 2010 году, в 2011-м Дениз Базету публикует книгу Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью. Если Энтони Партон известен профессионалам, в том числе своей работой Михаил Ларионов и русский авангард (1993), то о Дениз Базету до сего дня слышно не было. В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствуют работы, принадлежность которых лаконично описывается как «частное собрание», нигде ранее не публиковавшиеся (в книге Базету около 150 таких вещей). Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности.

Ни тот, ни другой автор в процессе работы над книгой не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковка (более 400 картин и тысячи графических работ).

Такое внезапное разрастание творческого наследия Гончаровой вызвали обеспокоенность российских музейных специалистов, антикваров и коллекционеров. Об этом в апреле 2011 года говорили участники прессконференции в «РИА Новости», среди которых были генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева и Петр Авен (сам владеющий прекрасным собранием работ Гончаровой). Следом Ирина Лебедева направила письмо в издательство Antique Collectors Club, указывая на научную неосновательность и некорректность книг Партона и Базету и на недопустимость включения в творческое наследие художника неподтвержденных работ неизвестного происхождения.

В 2012 году МКААД опубликовала специальный доклад, подготовленный при участии сотрудников Третьяковской галереи Ирины Вакар и Евгении Илюхиной, специалистов по творчеству Наталии Гончаровой. Как сказано в докладе, конфедерация выступает в защиту наследия Наталии Гончаровой в связи с публикацией спорных исследований ее творчества. В нем проводится сравнительный искусствоведческий анализ произведений художницы, входящих в русские и зарубежные музейные собрания, с работами из частных коллекций, включенными в монографии Партона и Базету (с авторством Гончаровой), и даны примеры наличия среди «новых работ Гончаровой» картин — двойников известных произведений, элементов цитирования и компиляции и вещей с неясным провенансом.

Едва ли в мире существует художник, наследие которого изучено на все 100%, поэтому всегда есть вероятность обнаружения неизвестных произведений. Но следует быть осторожными, когда речь идет о появлении значительного числа «новых» работ автора, исключительно востребованного на рынке. Сегодня наряду с традиционной схемой создания единичных подделок сформировалась индустрия массовой легитимизации сомнительных произведений, в которой активно используется публикация «новых» работ вместе с эталонными в изданиях, претендующих на статус каталогов-резоне. А тот факт, что зарубежные эксперты уверенно подтверждают подлинность сомнительных работ русских художников и игнорируют официальные возражения российских специалистов, можно считать последствием ослабления статуса российского института экспертизы, доверие к которому не раз подрывалось скандалами.

Вверху: Наталия Гончарова. Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911. ГТГ.; внизу: Илл. 549 из книги Дениз Базету. Эта пара-сравнение взята из доклада Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД) в защиту наследия Наталии Гончаровой
Вверху: Наталия Гончарова. Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911. ГТГ.; внизу: Илл. 549 из книги Дениз Базету. Эта пара-сравнение взята из доклада Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД) в защиту наследия Наталии Гончаровой

По словам куратора грядущей в октябре в Третьяковской галерее выставки Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом Евгении Илюхиной, серьезной проблемой становятся выставки, формируемые «свободными кураторами», которые (даже без злого умысла), зная работы художника только по книгам, могут включить в экспозицию и в каталог выставки сомнительные вещи. От таких проблем в большей степени застрахованы крупные музеи. Защите наследия художников помогают профессионально сделанные выставочные и издательские проекты: так, живописные работы художницы (411 полотен) из собрания галереи включены в вышедший в 2010 году том академического каталога собрания ГТГ, посвященного живописи первой половины ХХ века.

Однако возможности — и кадровые, и финансовые — музеев, заинтересованных в том, чтобы не допустить девальвации имени художника, ограничены. Вероятно, именно формат арт-фондов, занимающихся творчеством определенных художников, даст возможность избежать размывания их творческого наследия. Как заявил Петр Авен в комментарии радио «Голос России»: «Гончарова — это символ русской живописи, и защита этого имени от фальсификаций — наш моральный долг. Я думаю, что мы сможем заняться этим во Франции, начать уголовное расследование и довести его до конца».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+