18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Подлинные страсти кипят вокруг подделок работ Наталии Гончаровой

№14
Материал из газеты

Коллекционеры, музейщики и антиквары объединяются в борьбе с фальсификаторами

В расписании лондонской «русской недели» присутствует мероприятие, способное оживить размеренный ход аукционов русского искусства. В галерее «Эрарта» 31 мая пройдет дискуссия Русский арт-рынок. "Подделки и фальшивки". Вероятно, стоит ожидать и подробностей о новом художественном фонде. Весной 2013 года было объявлено о том, что по инициативе коллекционера, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-банк» Петра Авена планируется создание арт-фонда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.

Одной из целей фонда должен стать выпуск каталога-резоне, то есть всех признанных подлинными произведений Гончаровой, и защита наследия художницы от подделок. В дискуссии о подделках согласились принять участие галерист и специалист по русскому искусству Джеймс Баттервик, директор проекта Pigmentum, научный сотрудник Оксфордского университета доктор Николас Исто и специалист организации по поиску утраченных произведений искусства ArtLoss Register Элис Фэррен-Брэдли. Дискуссия должна привлечь к проблеме подделок внимание публики, напомнив о самых громких событиях в этой сфере: судебном процессе Виктора Вексельберга с аукционным домом Christie’s по поводу Одалиски, когда было поставлено под сомнение авторство Бориса Кустодиева; о скандале на выставке Александры Экстер во Франции в 2009 году, когда все экспонаты были объявлены поддельными; наконец, о том, что специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух монографиях, вышедших недавно в Англии и Франции.

Все, что касается творчества Гончаровой, имеет особое значение для русского арт-рынка. Она из редких отечественных художников, чьи работы на аукционах включены в международные разделы модернистов. Впечатляют и результаты продаж: в 2010 году ее полотно Испанка (1916) ушло за £5,5 млн на Christie’s, она заняла место самой дорогой художницы в мире. Неудивительно, что издание двух книг об «амазонке авангарда» вызвало интерес и неоднозначную реакцию российских экспертов. Именно эти книги привела в пример директор галереи «Элизиум», вице-президент по экспертизе Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД) Марина Молчанова, когда на круглом столе Антикварный рынок России: проблемы развития и вопросы исследования (март 2013 года, Москва, Государственный институт искусствознания) зашла речь о сомнительных издательских проектах, наносящих вред внутреннему антикварному рынку. Книга доктора Энтони Партона Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой вышла в 2010 году, в 2011-м Дениз Базету публикует книгу Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью. Если Энтони Партон известен профессионалам, в том числе своей работой Михаил Ларионов и русский авангард (1993), то о Дениз Базету до сего дня слышно не было. В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствуют работы, принадлежность которых лаконично описывается как «частное собрание», нигде ранее не публиковавшиеся (в книге Базету около 150 таких вещей). Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности.

Ни тот, ни другой автор в процессе работы над книгой не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковка (более 400 картин и тысячи графических работ).

Такое внезапное разрастание творческого наследия Гончаровой вызвали обеспокоенность российских музейных специалистов, антикваров и коллекционеров. Об этом в апреле 2011 года говорили участники прессконференции в «РИА Новости», среди которых были генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева и Петр Авен (сам владеющий прекрасным собранием работ Гончаровой). Следом Ирина Лебедева направила письмо в издательство Antique Collectors Club, указывая на научную неосновательность и некорректность книг Партона и Базету и на недопустимость включения в творческое наследие художника неподтвержденных работ неизвестного происхождения.

В 2012 году МКААД опубликовала специальный доклад, подготовленный при участии сотрудников Третьяковской галереи Ирины Вакар и Евгении Илюхиной, специалистов по творчеству Наталии Гончаровой. Как сказано в докладе, конфедерация выступает в защиту наследия Наталии Гончаровой в связи с публикацией спорных исследований ее творчества. В нем проводится сравнительный искусствоведческий анализ произведений художницы, входящих в русские и зарубежные музейные собрания, с работами из частных коллекций, включенными в монографии Партона и Базету (с авторством Гончаровой), и даны примеры наличия среди «новых работ Гончаровой» картин — двойников известных произведений, элементов цитирования и компиляции и вещей с неясным провенансом.

Едва ли в мире существует художник, наследие которого изучено на все 100%, поэтому всегда есть вероятность обнаружения неизвестных произведений. Но следует быть осторожными, когда речь идет о появлении значительного числа «новых» работ автора, исключительно востребованного на рынке. Сегодня наряду с традиционной схемой создания единичных подделок сформировалась индустрия массовой легитимизации сомнительных произведений, в которой активно используется публикация «новых» работ вместе с эталонными в изданиях, претендующих на статус каталогов-резоне. А тот факт, что зарубежные эксперты уверенно подтверждают подлинность сомнительных работ русских художников и игнорируют официальные возражения российских специалистов, можно считать последствием ослабления статуса российского института экспертизы, доверие к которому не раз подрывалось скандалами.

По словам куратора грядущей в октябре в Третьяковской галерее выставки Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом Евгении Илюхиной, серьезной проблемой становятся выставки, формируемые «свободными кураторами», которые (даже без злого умысла), зная работы художника только по книгам, могут включить в экспозицию и в каталог выставки сомнительные вещи. От таких проблем в большей степени застрахованы крупные музеи. Защите наследия художников помогают профессионально сделанные выставочные и издательские проекты: так, живописные работы художницы (411 полотен) из собрания галереи включены в вышедший в 2010 году том академического каталога собрания ГТГ, посвященного живописи первой половины ХХ века.

Однако возможности — и кадровые, и финансовые — музеев, заинтересованных в том, чтобы не допустить девальвации имени художника, ограничены. Вероятно, именно формат арт-фондов, занимающихся творчеством определенных художников, даст возможность избежать размывания их творческого наследия. Как заявил Петр Авен в комментарии радио «Голос России»: «Гончарова — это символ русской живописи, и защита этого имени от фальсификаций — наш моральный долг. Я думаю, что мы сможем заняться этим во Франции, начать уголовное расследование и довести его до конца».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+