18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Больше чем снег

Для современного российского искусства снег не просто часть зимнего пейзажа. Как он становится материалом, символом и источником вдохновения, рассказывают коллеги из Russian Art Focus

«Россия ассоциируется с бесконечными белыми пространствами, которые находятся в странной зоне между природным феноменом и метафизическим, созерцательным белым, в зоне белого созерцания», — сказал однажды арт-критик Борис Гройс в беседе с художником Ильей Кабаковым. Этот и несколько других разговоров записали и позднее издали в книге «Диалоги» (издательство Ad Marginem).

Снег как пустой холст, как одеяло, как покров, который скрывает лежащую под ним землю. С самого раннего детства снег служит нам скульптурным материалом. Вездесущий и эгалитарный. Угнетающий и эфемерный. Холодный и теплый. Снег приносит свет в самое темное время года. Одновременно предельно физический и метафизический, оптический и невидимый.


На зернистом черно-белом видео камера летит над покрытым снегом деревенским пейзажем и приближается к стоящему спиной человеку. Он одет как типичный деревенский пьяница: потрепанная телогрейка, валенки и шапка-ушанка. Но при этом в его фигуре есть одна необычная деталь: на спине у него пара больших белых крыльев. Герой видео «Снежный ангел», снятого Леонидом Тишковым в 1998 году, неуклюже пробирается сквозь глубокий снег, похлопывает крыльями, спрыгивает с небольшого пригорка, и во всех его движениях чувствуются беспомощность, холод и неловкое одиночество. В конце концов он уходит в снежное поле, которое поглощает его, оставляя полностью залитый белизной экран. Эта поэтичная и меланхоличная работа с долей самоиронии рассказывает очень многое о русской душе и о месте, которое в ней занимает снег.


Поскольку снег — непременный элемент зимнего пейзажа, для многих художников работа с ним была скорее неизбежностью, чем выбором. В позднесоветский период художники-нонконформисты не могли надеяться на институциональное принятие, не говоря уже о какой-либо популярности и внимании со стороны СМИ. Напротив, они умели избегать всего этого любой ценой, и одним из способов был побег в деревню, подальше от любопытных незнакомцев и потенциальных стукачей. В России нет недостатка в сельской местности, и ее широкие просторы принимали поколения маргинальных поэтов и художников, которых раз за разом отвергали общественно-политические структуры. Направления для побега задавала карта пригородных поездов. Именно ими пользовались члены арт-группы «Коллективные действия» во главе с Андреем Монастырским. За несколько десятилетий, начиная с середины 1970-х годов, они совершили более 100 таких поездок, получивших скромное название «Поездки за город». Эти тщательно продуманные действия, или перформансы, устраивали в пустынных полях и лесах, а их зрителями становились только члены самой группы и их друзья. Зимой (то есть значительную часть года) они проходили на фоне белого снежного покрова вместо музейных стен и в окружении заиндевелых сосен вместо посетителей — что, конечно, печально и абсурдно, но при этом дает такие возможности для концентрации, углубления и созерцания, что практически вырастает в своего рода советский дзен.


Франциско Инфанте, экспериментатор в сфере оптических иллюзий и своеобразного оп-арта, тоже сбегал в мастерскую природы. Однако, в отличие от концептуалистских акций «Коллективных действий», его творчество строится на оптическом использовании окружающей среды, так что снег у него служит не идеологическим белым холстом, а обретает реальность. Такие работы составили серию «Структуры». А отсылая к конструктивистским картинам первого поколения русских художников-авангардистов, он воссоздавал их супрематические композиции, размещая на снегу геометрические формы и фотографируя их.


Александр Шишкин-Хокусай, театральный художник-постановщик по образованию, начал заниматься современным искусством в 2010-е. Появившись на арт-сцене, он прибавил к своей настоящей фамилии Шишкин, под которой его знают в театральной среде, вторую часть, таким образом составив псевдоним в честь двух очень популярных художников, которые, кстати говоря, создавали в числе прочего и снежные пейзажи. Он тоже нашел убежище в заснеженных лесах, потому что, начав размещать вырезанные из фанеры большие фигуры обнаженных девушек в городском пространстве, столкнулся с неприятием и цензурой. Шишкин-Хокусай втыкает фигуры прямо в снег, что позволяет моментально создавать любые театральные декорации, пусть и без зрителей.


Николай Полисский изначально был художником-пейзажистом, но в один прекрасный день осознал, что бескрайние снежные просторы и есть главный материал. Он понял, что может стать частью этого пейзажа, работать с ним, менять его, а не просто изображать на холсте. Карьера Полисского в сфере ленд-арта началась в 2000 году со «Снеговиков» — целой армии вылепленных из снега фигур на пустом поле у реки, которую он задумал вместе с художником Константином Батынковым и создал при участии местных жителей (их он с тех пор регулярно привлекает к возведению своих монументальных конструкций, возрождая и обновляя деревню Никола-Ленивец, где проводится фестиваль «Архстояние»).

Но если уж говорить о региональных особенностях, то право первенства в работе со снегом, безусловно, должно принадлежать сибирским художникам, для которых это явление природы стало настоящей визитной карточкой. Проект Дамира Муратова «Соединенные Штаты Сибири» в духе иронического концептуализма агитирует за независимость Сибири. Художница из более молодого поколения Наташа Юдина использует свою потустороннюю красоту, создавая образ готической Снежной королевы. Она делает арт-объекты, адаптируя западные культурные клише и предметы повседневного быта к суровому сибирскому климату, и поэтому ее «Венера Милосская» оказывается в мехах. Сидя в своем «сугробе», она рассказывает в интервью куратору Анастасии Куклиной: «В Сибири очень трудно выжить: метель, пурга, стужа, где-то недалеко бродит страшный медведь-шатун». Ее творчество поддерживает и воспроизводит эти мифы. Как, в общем-то, и творчество многих других российских современных художников, использующих в работе популярные клише. Двусмысленность позволяет им смеяться над этими стереотипами, в то же время не отказываясь от узнаваемой и хорошо экспортируемой тематики.

Впервые текст был опубликован в Russian Art Focus № 15.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+