18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Андрей Монастырский: «Мне интересно направление, которое я называю экспонатизмом»

Основатель группы «Коллективные действия», художник Андрей Монастырский стал одним из участников проекта НАТИ — «Нового архива тиражного искусства», представленного на завершившейся ярмарке Cosmoscow. В связи с этим он дал нам короткое интервью

Андрей Монастырский. Фото: Shaltai Editio
Андрей Монастырский.
Фото: Shaltai Editio

На создание «Нового архива тиражного искусства» (НАТИ) московскую галерею Shaltaj Editions, специализирующуюся на принтах и мультиплях, то есть небольших сериях тиражных работ известных художников, вдохновил опыт легендарного МАНИ (Московского архива нового искусства). В конце 1970-х годов в кругу московских концептуалистов возникла идея некоего совместного журнала, которая в результате нашла воплощение в виде архива — папок, куда складывались произведения и тексты. Папки существовали в четырех-пяти экземплярах (столько копий можно было изготовить на печатной машинке) и хранились в разных местах. По словам художника Вадима Захарова, «это единственное коллективное произведение того времени», которое «напоминает своей естественностью уличные окурки, воробьев или бездомных собак, отстоявших свои права в коллективной эволюционной неразберихе». Андрей Монастырский был одним из инициаторов создания МАНИ и составителем первого выпуска. В каждой из пяти папок, собранных в 1981–1986 годах, хранится от 22 до 40 конвертов с работами и текстами разных авторов. Как рассказывает искусствовед Александра Обухова, в общей сложности в папках МАНИ содержится 895 единиц хранения, авторство которых принадлежит 54 художникам, в том числе Илье Кабакову, Виктору Пивоварову, Ивану Чуйкову, группе «Мухомор». Впоследствии идея была продолжена в «Сборниках МАНИ» и «Музее МАНИ».

Игорь Макаревич и Елена Елагина на ярмарке Cosmoscow. Фото: Shaltai Editio
Игорь Макаревич и Елена Елагина на ярмарке Cosmoscow.
Фото: Shaltai Editio

Первая папка НАТИ гораздо скромнее: свои работы предоставили шесть художников. Помимо Андрея Монастырского, это Елена Елагина и Игорь Макаревич, участвовавшие в МАНИ, а также Виктор Алимпиев, Иван Горшков, Ирина Корина. Дизайн выполнен Кириллом Глущенко, а тираж составляет 30 экземпляров.

Ира Корина. «Руки вверх!». Из серии «Все сбудется». 2018. Фото: Shaltai Editio
Ира Корина. «Руки вверх!». Из серии «Все сбудется». 2018.
Фото: Shaltai Editio

Чем НАТИ отличается от МАНИ?

НАТИ очень сильно отличается от МАНИ размером и весом. В задачу МАНИ входили архивация и публикация (в пяти экземплярах) материала, который не публиковался в то время.

Сохранились ли у вас папки МАНИ, например?

У меня не сохранились. Знаю, что они есть в Циммерли (музей и архив коллекции Нортона Доджа в американском Университете Ратгерса. — TANR) и Бремене (Институт Восточной Европы Бременского университета, где собрана самая большая коллекция советского самиздата. — TANR).

По какому принципу вы выбрали свои работы для первой папки НАТИ?

По подходящему размеру и технике.

Иван Горшков. Twin Peaks 3. 2018. Фото: Shaltai Editio
Иван Горшков. Twin Peaks 3. 2018.
Фото: Shaltai Editio

Наряду с вашими товарищами по КД Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем в числе авторов — трое художников другого поколения. Кто их выбирал? Значит ли это, что вы считаете их продолжателями вашей линии в искусстве?

Их выбирали авторы идеи папки — галерея Shaltaj Editions. Я не считаю, что они продолжатели нашей линии в искусстве.

Как вы вообще оцениваете современный художественный пейзаж? Что вам кажется интересным и перспективным или, наоборот, тупиковым?

Мне интересно направление, которое я называю экспонатизмом (как современный этап концептуализма), когда художник выставляет или реальные музейные экспонаты, или их симуляцию: Ян Гинзбург, Арсений Жиляев, Иван Новиков, Анна Гребенникова (автор хита выставки «Здесь и сейчас» в Манеже — объекта «Борщой театр», тазика борща в виде Большого театра. — TANR), Евгений Антуфьев и так далее.

Игорь Макаревич. «Решето». Из серии «Магия социальных утопий». 2018. Фото: Shaltai Editio
Игорь Макаревич. «Решето». Из серии «Магия социальных утопий». 2018.
Фото: Shaltai Editio

Вы продолжаете проводить акции «Коллективных действий». Расскажите о какой-нибудь из последних. Что сейчас представляют собой «Коллективные действия»? Кто в них участвует?

Сейчас в КД участвуют Елена Елагина, Игорь Макаревич, Сергей Ромашко, Сабина Хэнсген и я. Мы делаем 13-й том «Поездок за город» (сборники документации акций КД. — TANR). В данный момент продолжаем серию лозунгов, начатую с «5 лозунгов. Bagan».

Какие современные перформансисты вам интересны?

Андрей Кузькин, движение «Ночь» (Варвара Геворгизова, Анастасия Рябова, сейчас можно видеть на выставке «Формы художественной жизни» в Образовательном центре Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. — TANR) и те, кого я тут случайно не упомянул по забывчивости.

Вы были на вернисаже выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Третьяковке. Какое ваше впечатление? Готовите ли вы свою ретроспективу или большую выставку?

Нет, свою выставку я не готовлю. Впечатления от выставки Кабаковых в ГТГ очень хорошие и интересные. Особенно мне понравилась комнатка в инсталляции-лабиринте «Альбом моей матери», где Илья напевает какой-то мотив над строительным мусором. Этот мусор как первичный хаос, из которого может возникнуть что угодно: прежнее разрушено, новое создается. Я увидел эту комнату как следующую сцену инсталляции «Человек, улетевший в космос».

Вы — один из самых энигматичных художников нашего времени. Кто ваши ценители и коллекционеры?

Так или иначе, мои произведения и интересы в искусстве — текстовые по сути, даже если они и выглядят как визуальные, объектные. Они интересны прежде всего дискурсивным академическим кругам и специалистам.

Андрей Монастырский. Summa (фото Д. Новгородовой). 2018. Фото: Shaltai Editio
Андрей Монастырский. Summa (фото Д. Новгородовой). 2018.
Фото: Shaltai Editio

У вас был канал «Подъячев» на YouTube, где вы выступали от лица своего персонажа Семена Подъячева. Продолжаете ли вы делать нечто подобное? Или у вас есть другие истории, связанные с современными информационными технологиями? Вдохновляют ли вас, например, социальные сети типа Facebook?

Да, у меня есть канал podjachevdva на YouTube, я там постоянно выкладываю новые «видосы». Они так же важны для меня, как тексты и акции. Иногда выкладываю фоторяды на Facebook.

На вашей выставке вместе с группой КД в павильоне России на Венецианской биеннале в 2011 году неожиданно для многих вы построили конструкции, очень напоминающие тюремные нары. Если бы сейчас вам предложили выставиться в павильоне России, какой образ вы бы сделали центральным?

Тюремные нары можно было с одинаковым успехом прочесть и как полки, используемые для приготовления сыров. Но это и действительно были нары. Накануне я прочитал очень много материалов про ГУЛАГ — воспоминания и так далее — и был под большим впечатлением от всего этого кошмара. Отсюда и нары.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+