18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Луиз Буржуа и тайная комната

№79
Материал из газеты

Опубликована книга камерных фотопортретов знаменитой художницы, созданных в последние 15 лет ее долгой жизни

В 1994 году Жан-Франсуа Жоссо заключил довольно опасный договор с Луиз Буржуа (1911–2010), попросив ее о фотосессии. «Луиз согласилась на это с трудом, поставив мне условие. Она сказала: „Если мне не понравятся ваши снимки, я разорву договор. Если вы согласны, то можете снимать“».

В 1995-м Жоссо отправился из Парижа в Нью-Йорк, получив заказ на фото от журнала Connaissance des Arts («Познание искусства»). Съемки в бруклинской мастерской Луиз Буржуа проходили нелегко. Благодаря «ассистенту, освещению, вспышке и всему, что полагается», фотограф сделал динамичные снимки, запечатлев Буржуа и ее скульп­туру «Глаза» (1995) с изображением двух глазных яблок, в которых, как и во многих других ее работах, есть намек на половые органы. «Но, когда она пришла позировать для портрета, она почувствовала себя плохо и сказала, что это невозможно». Даже обмолвилась, что он «крадет» ее образ, — и ушла. Жоссо опасался худшего, однако через пять минут Буржуа вернулась, на этот раз в белой бейсболке. «Она сказала: „Теперь я защищена — можете фотографировать“. И улыбнулась».

К счастью, снимки ей понравились. «И она пригласила меня на будущее: „Вы можете приезжать, когда захотите“», — рассказывает автор. С этого момента Буржуа больше ни разу не потребовала от него согласовывать с ней фотографии, и следующие 11 лет, когда бы Жоссо ни прилетал в Нью-Йорк, он всегда наведывался к ней в мастерскую или домой в Челси. Рано утром, еще до прихода ее ассистентов, он звонил по телефону. Если она готова была его принять, они немного разговаривали, а затем фотограф просто оставался свободно бродить по дому. «Я проводил у нее целый день, а она в это время работала, — вспоминает он. — Иногда она приходила, и я делал ее портрет, иногда смотрела на то, что я делал, а иногда я оставался в одиночестве».

Результатом этих многочисленных визитов стала книга Жоссо «Луиз Буржуа: камерный портрет». Вот фото с той самой, первой съемки: Буржуа с тонкой улыбкой на лице и в бейсболке, служившей ей защитой. Вот она под одним из своих «Пауков». На других снимках она рисует за письменным столом в загроможденном кабинете. Наряду с портретами художницы здесь есть фотографии интерьеров ее дома: тесная мастерская в подвале; стены, увешанные рисунками и текстами, которые она называла pensées-plumes («размышления пером»); библиотека — любимая комната ее мужа Роберта Голдуотера. И спальня, которую супружеская чета занимала до 1973 года. После смерти мужа Буржуа больше не спала в этой комнате; как вспоминает Жоссо, его пустили туда «только в самом конце». Комната, где Буржуа проводила ночи в последние четыре десятилетия своей жизни, «не выглядела спальней: очень простая кровать, совсем никаких удобств», книжные полки по стенам.

В книге собраны краткие записи самого фотографа, а также статьи искусствоведа Ксавье Жирара и куратора из Лувра Мари-Лора Бернадак (в 2008 году она организовала ретроспективный показ Буржуа в парижском Центре Помпиду), но большинство текстов представляют собой высказывания Буржуа или фотографии ее рукописей, сделанные Жоссо. Идея сфотографировать их родилась у Джерри Горового, многолетнего помощника знаменитой художницы. «Он пригласил меня посмотреть ее архивы, потому что там было много письменных материалов, — рассказывает автор. — И я думаю, что они посильнее, чем любая критика или кураторский анализ ее творчества».

Идея Джерри Горового в итоге возымела должный эффект: соединив в альбоме размышления Буржуа со снимками ее самой, исполненной загадочного обаяния, а также с фотографиями интерьеров ее дома, скульптур и рисунков, Жоссо запечатлел мир художницы, для которой, как он говорит, «искусство и жизнь были неразделимы».  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+