Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»

Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства

Книга Марины Варвариной «Долина красок». Фото: Музей «Эрарта»
Книга Марины Варвариной «Долина красок».
Фото: Музей «Эрарта»

Музей «Эрарта» создан в 2010 году и с тех пор стал одним из самых популярных России (в прошлом году его посетили почти 413 тыс. человек).

Его основательница Марина Варварина — непубличный человек, но ради своей первой книги «Долина красок» согласилась дать нам интервью.

Когда в 2010 году Музей современного искусства «Эрарта» открылся, вы говорили, что планируете в будущем сделать свое детище самостоятельным. Музей научился жить без вас?

Несомненно! Я не тягловая лошадь в этой повозке, но помогаю чем могу. Вот написала книгу, отдала музею все права — тоже помощь. «Эрарта» — это самостоятельный организм. Хочется, чтобы симпатию и расположение к «Эрарте» испытывали и другие люди, особенно те, кто может привнести в музей что-то свое, важное и ценное. Моя задача — помогать тем людям и проектам, которые соответствуют, на мой взгляд, музейной политике. Моя книга «Долина красок» соответствует, а все вокруг нее «Эрарта» сама придумала, сама озаботилась всеми организационными, финансовыми вопросами.

Марина Варварина. Фото: Музей «Эрарта»
Марина Варварина.
Фото: Музей «Эрарта»

О чем ваша книга?

Она просто о жизни. В ней заложено много разных смыслов, она может быть интересна разным поколениям. Сначала мы коротко объясняем «К теории цвета» Иоганна Вольфганга фон Гете, говорим о том, как из трех базовых цветов складывается основная палитра. Но книга не о теории, это история глобализации в фантазийном варианте. В Долине красок были разные государства, за каждым из которых закреплен свой цвет, — государство синих, союз красных, соединенные штаты оранжевых и так далее. Все они строго охраняли свои границы, соблюдая чистоту цвета, не смешиваясь. Потому что, как известно, смешение всех красок дает коричневый цвет, которого все боятся. Потом появились чужаки, и в Долине красок началась паника: все испугались, что исчезнет чистота цвета. Но некоторые смельчаки поняли, что жизнь идет вперед и надо что-то менять. Они отправились в путешествие по разным странам, завязали новые знакомства, установили новые отношения. И оказалось, что, даже смешиваясь, можно сохранить свою чистоту, что никакого коричневого пришествия нет. Автором иллюстраций стал Николай Копейкин.

Очень актуальная и политкорректная сказка!

Это скорее о том, что мир живой и яркий и жить надо именно в таком мире.

Выставка французской художницы Лоранс Женкель в музее «Эрарта». С 13 ноября по 12 января 2020. Фото: Эрарта
Выставка французской художницы Лоранс Женкель в музее «Эрарта». С 13 ноября по 12 января 2020.
Фото: Эрарта

«Эрарта» самостоятельно выживает в финансовых вопросах?

Выживает, но это коммерческая тайна. Мы семимильными шагами идем в нужном направлении!

За прошедшие годы ваши личные художественные пристрастия поменялись?

Естественно. По молодости всегда нравится что-то модное: Сальвадор Дали, Рене Магритт… До сих пор люблю Магритта, но душой отдыхаю на классике, люблю Томаса Гейнсборо, из отечественных художников — Федора Рокотова. Мне нравится это внутреннее свечение, идущее от их моделей. В общем, к преклонным годам пришла к классике и романтизму.

Музей «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Фото: Музей «Эрарта»
Музей «Эрарта» в Санкт-Петербурге.
Фото: Музей «Эрарта»

В ваш адрес нередко высказываются критически, мол, «Эрарта» занимается не искусством, а скорее шоу-бизнесом…

На протяжении всего нашего существования в наш адрес разные «крупные специалисты» высказывали разного рода «фи», и это совершенно естественно, потому что мы идем вразрез с канонами. Но мы и не позиционируем себя как большой традиционный музей или храм искусства, который точно вписывается в современные стандарты! У нас свой путь.

Не планируете какие-то совместные проекты с большими традиционными музеями?

На официальном уровне нет, наше общение ограничивается пока лишь обычными визитами друг к другу. Совместных проектов пока не обсуждали, каждый делает свое дело.

Тотальная инсталляция U-Space «Вишневый сад». Фото: Музей «Эрарта»
Тотальная инсталляция U-Space «Вишневый сад».
Фото: Музей «Эрарта»

В последнее время музей сократил свою концертную и театральную деятельность, которая была так заметна в Петербурге. Каким вы видите дальнейшее развитие «Эрарты» как пространства современного искусства?

Лекции, сцена — это всегда существовало в музее как бы параллельно. Ресторан — это неотъемлемая часть любого музея или большой галереи. Но концертная и театральная деятельность были для нас довольно искусственными надстройками, мы таким образом расширяли свою аудиторию, не более того. Потом поняли, что наша выставочная деятельность поглощает столько сил, времени и средств, что на все остальное мы не можем отвлекаться. Мы прошли определенный отрезок своего пути и поняли, что имеет смысл заниматься в первую очередь нашим прямым делом — выставками современного искусства.

Какие большие выставочные проекты ожидают зрителей в следующем году?

Мы уже подписали договоры на три года вперед, но хочу рассказать о планах на следующий, юбилейный год. Из ударных будет выставка Рассела Джеймса, официального фотографа Victoria’s Secret, и мы постараемся подать работы в таком оформлении, чтобы публика сильно удивилась. Мы уже обсудили его с самим Джеймсом, идея ему понравилась. Год завершится выставкой знаменитого ирландского модельера-шляпника Филиппа Трейси. Когда мы с ним договаривались, было необычайно приятно, что он не только согласился, но и публично заявил: мы с «Эрартой» друзья! Мы постараемся сделать оформление его выставки феерическим. Сейчас с командой Трейси обсуждаем детали.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+