The Art Newspaper Russia
Поиск

Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость

Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение

Посылая российским музеям при подготовке рейтинга приглашение поделиться статистикой, мы на сей раз включили в него дополнительные вопросы: «Что предпринимается вашим музеем для повышения посещаемости? Какие методы в этой сфере представляются вам эффективными?» Далеко не все институции сочли нужным на них ответить. А среди тех, кто ответил, опять же не все прислали обстоятельные комментарии. Тем не менее даже фрагменты пазла могут дать некоторое представление о картине в целом.

Чаще всего музейщики упоминают активность в соцсетях. Этот рецепт очевиден, но уже отнюдь не нов. Сегодня, пожалуй, существенным становится не сам по себе факт информирования аудитории через интернет, а тактика поддержания долговременного диалога с ней. В том числе при участии «микроинфлюенсеров», то есть дружественных блогеров со своим кругом почитателей. Отсюда, кстати, недалеко до сарафанного радио — методики, которая фигурирует в ряде ответов из музеев. А «сарафан» — это уже не одни лишь соцсети, тут могут срабатывать хоть телефонные рекомендации, хоть разговоры на кухне. Словом, один из важнейших трендов — деликатно формировать и привязывать к себе незримыми нитями лояльную аудиторию, равно в онлайне и в офлайне. Что любопытно, уже второй год наш рейтинг самых активных в соцсетях российских музеев мало совпадает с рейтингом самых посещаемых. Это доказывает ставшую трюизмом истину: сегодня, в эпоху Facebook и wi-fi, ходить в музей можно и не вставая с дивана.

Никто, конечно, не умаляет роль и музейного хайпа, хотя само это слово, что характерно, в ответах не встречается. Респонденты предпочитают говорить о «полномасштабных пиар-кампаниях к каждой выставке» или «активном продвижении выставок», но сверхзадача тут понятна: в идеале всем бы хотелось периодически реализовывать некие хитовые проекты, которые бы обладали ажиотажной привлекательностью и служили локомотивом для музея в целом. Удается такое, увы, не всем. 

И все же набор инструментов для возгонки посещаемости, чтобы не делать ставку только на блокбастеры, многообразен. Даже вокруг рутинной постоянной экспозиции можно создать условия, при которых посетительский ручеек неуклонно бы ширился. Удобный для клиентов график работы, онлайн-продажа билетов, система скидок по картам лояльности, аудиогиды и мобильные приложения, культивация принципа «всей семьей целый день в музее», специальные тарифы для тур­операторов — это далеко не все из перечня. В начале обзора мы упоминали устойчивую моду на образовательные программы, а ведь у них бывают бесчисленные особенности и оттенки. А еще праздники, фестивали, блошиные рынки и концерты на свежем воздухе — разумеется, там, где для этого в принципе существуют условия. 

В ряде институций в ходу излюбленные, фирменные рецепты. Скажем, Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева во Владивостоке любит и умеет делать выездные выставки в местном аэропорту, а Пермская государственная художественная галерея придумывает партнерские проекты с городскими театрами. Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова сосредоточен на рационализации ландшафтных маршрутов, чтобы посетителям не приходилось толпиться в камерных пространствах усадьбы. А Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде вообще изобрел экспериментальную теорию по персонализации зрителя, которую там окрестили «бирюзовым пиаром». Чтобы не переврать, не станем расшифровывать. Если интересно, спросите у них сами. 

Методология
• • • 
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • • 
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
 • • • 
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.  

Самые посещаемые художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев. Все музеи указаны с филиалами, если таковые есть.

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Самые посещаемые парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли. Топ-25

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-15

* Без учета посещений выставок музея в зоне свободного доступа Ельцин Центра.

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий).

Самые посещаемые тематические музеи России. Топ-10

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек.

Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина

Материалы по теме
Просмотры: 22955
Популярные материалы
1
Секреты ван Гога: самая знаменитая спальня в мире искусства
История с меняющимся цветом стен, наводнением, бомбардировкой и поисками кровати, связанная с шедевром Винсента ван Гога «Спальня в Арле».
16 октября 2020
2
Более 70 экспонатов на Музейном острове в Берлине пострадали от вандалов
Предметы из Пергамского музея, Старой национальной галереи и Нового музея облили чем-то жирным.
21 октября 2020
3
Тула: музейный бум
Если вы думаете ехать в город только ради Музея оружия и чаепития из тульского самовара с тульским пряником — вы просто не в курсе новостей.
16 октября 2020
4
Никто не едет в Баден-Баден
Литературные анекдоты от псевдо-Хармса — история не только вербальная, но и визуальная. И к тому же отнюдь не анонимная.
16 октября 2020
5
Третьяковка показывает женское лицо русского модерна
На выставке «Мария Якунчикова-Вебер» собраны около 200 произведений, от первых пленэрных опытов до перехода к символизму и модерну.
19 октября 2020
6
Instagram 10 лет: как приложение совершило переворот на арт-рынке
Instagram, который называют «новым большим арт-дилером», часто используется для привлечения внимания к торгам и помогает художникам и галереям продвигать свой бренд на международном уровне.
16 октября 2020
7
ГМИИ им. А.С.Пушкина представит британскую рекламу как искусство
Проект собрал рекламные эстампы XIX — начала ХХ века, демонстрирующие творчество английских художников и дизайнеров: Обри Бёрдслея, «братьев Дж. и У.Беггарстафф», Эдварда Макнайта Коффера и других.
19 октября 2020
8
Павел Антонов: «Художники стали для меня инопланетянами, с которыми можно и нужно общаться»
Российский фотограф-портретист, живущий в Нью-Йорке, планирует выставку в Москве. Павел Антонов рассказал, как познакомился с Эрнстом Неизвестным и Василием Аксеновым и как стал штатным фотографом империи Condé Nast Publications.
20 октября 2020
9
Музеи Московской области закрывают из-за пандемии
Ограничения на посещение музеев вводят в Подмосковье с 21 октября до 7 ноября, территории остаются открытыми для прогулок.
19 октября 2020
10
Галереи нового поколения делают ставку на иммерсивное искусство
Проект Superblue рассчитан на молодых людей, которым важен разнообразный опыт, а приобретение вещей не имеет прежнего символического значения.
20 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru