18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Пушкинском открылась выставка «Восточный джаз/East West Jazz»

№77
Материал из газеты

Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой

Новая выставка ГМИИ им. А.С.Пушкина объединяет красочные восточные халаты и ткани с произведениями европейской абстрактной живописи. Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы выставки — сотрудники ГМИИ Анна Клочкова, Николай Молок, Сурия Садекова и историк искусства, а в прошлом арт-директор французского издания журнала Vogue Патрик Уркад — показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой.

В основе выставки — две частные коллекции. В последнее время показ значимых частных собраний широкой публике — одно из стратегических направлений в деятельности музея. Среднеазиатские халаты и ткани (более 30 образцов) предоставил Александр Клячин, бизнесмен, владелец отеля «Метрополь», член попечительских советов Еврейского музея и центра толерантности и Большого театра. Работы абстракционистов послевоенной поры в экспозиции (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) — из коллекции Жан-Клода Гандюра, швейцарского бизнесмена и основателя нескольких благотворительных фондов.

Пушкинский музей дополнил экспозицию работами из собственного собрания: редко показываемой графической серией Анри Матисса «Джаз» и произведениями Василия Кандинского. А произведения Даниеля Бюрена, Александра  Колдера, Джоан Митчелл, Сержа Полякова, Лучо Фонтаны на выставке — из Центра Жоржа Помпиду,  Музея современного искусства и Центра промышленного дизайна в Париже.

Собранная Александром Клячиным обширная коллекция халатов и восточных тканей, особенно бухарских и хорезмских икатов второй половины XIX века, считается одной из самых репрезентативных в мире. Когда-то именно искусство Востока дало европейским художникам импульс к переоценке и расширению диапазона выразительных и смысловых возможностей нефигуративного искусства. 

Россия в начале ХХ века была в авангарде этих экспериментов. «На Западе цивилизация, а на Востоке — культура. Теперь нужно бороться против Сезанна, Пикассо и западничества», — полемически заострил свою позицию Михаил Ларионов, как-то раз говоря о развороте на Восток, совершенном им и Наталией Гончаровой. Пушкинский музей своей выставкой возобновляет этот диалог, а композиции из тканей, халатов и абстрактных полотен в экспозиции — еще один пример того, как в последние годы ГМИИ ищет и находит новые формы подачи материала в своих выставках.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Восточный джаз/East West Jazz
1 октября – 15 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+