В выгребной яме под домом Рембрандта обнаружили «настоящую реликвию» художника

Глиняный горшок, который художник использовал для грунтовки холстов, теперь экспонируется в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме

Горшок со следами кварца, обнаруженный в доме Рембрандта в Амстердаме. Фото: Courtesy of Amsterdam, Archeologische Dienst and the Rembrandt House Museum
Горшок со следами кварца, обнаруженный в доме Рембрандта в Амстердаме.
Фото: Courtesy of Amsterdam, Archeologische Dienst and the Rembrandt House Museum

Куратор Дома-музея Рембрандта Леонора ван Столен объявила о том, что глиняный горшок, найденный в выгребной яме под домом художника в Амстердаме, является одной из двух «настоящих реликвий Рембрандта». Исследования показали, что налет на внутренней поверхности горшка содержит кварц (в виде песка) — минерал, который художник использовал при подготовке грунтовки для своих полотен. Он был единственным из мастеров золотого века голландской живописи, кто использовал грунтовку на основе кварца. Это значит, что и сам горшок, и его содержимое, по всей видимости, принадлежали Рембрандту.

Сейчас покрытый глазурью горшок представлен на выставке «Лаборатория Рембрандта. Тайны техники художника» (до 16 февраля), которая проходит в рамках программы к 350-летию со дня смерти великого лейденца. Экспозиция устроена как лаборатория, где демонстрируются результаты новых исследований живописных произведений, печатной графики и рисунков художника.

Рембрандт. «Отдых на пути в Египет». 1645–1650. Фото: National Gallery of Ireland
Рембрандт. «Отдых на пути в Египет». 1645–1650.
Фото: National Gallery of Ireland

Этот и еще один горшок были обнаружены еще в 1997 году в ходе археологических раскопок на месте бывшей выгребной ямы во внутреннем дворе дома Рембрандта. Несмотря на то что впервые находки обследовали сразу после обнаружения, лишь теперь современные технологии позволили определить состав находившихся в них материалов. Оказалось, что один из горшков, внутри покрытый белым налетом, когда-то содержал известковое вещество, широко использовавшееся художниками того времени при подготовке досок. Анализ бежевого налета из второго горшка обнаружил в его составе кварц, минеральные пигменты, мел и следы свинца. Такая смесь применялась при изготовлении грунтовки для холстов.

Макрорентгеновский снимок «Отдыха на пути в Египет», выполненного учеником или последователем Рембрандта и представленного в Доме-музее Рембрандта на выставке  «Лаборатория Рембрандта. Тайны техники художника». Фото: Courtesy of Rijksdienst voor het Cultureel Erfgoed/Rembrandt House Museum
Макрорентгеновский снимок «Отдыха на пути в Египет», выполненного учеником или последователем Рембрандта и представленного в Доме-музее Рембрандта на выставке  «Лаборатория Рембрандта. Тайны техники художника».
Фото: Courtesy of Rijksdienst voor het Cultureel Erfgoed/Rembrandt House Museum

Еще раньше исследовательница творчества Рембрандта Карин Грун пришла к выводу, что он был единственным нидерландским художником XVII века, использовавшим грунтовку с таким составом. Она считает это практически неоспоримым доказательством того, что горшок попал в яму из мастерской.

Рембрандт предпочитал кварцевую грунтовку не только по причине ее дешевизны по сравнению с распространенной тогда техникой нанесения слоев красной охры и серого пигмента, но и, вероятно, из-за гибкости, которую благодаря ей сохранял холст, что было очень удобно при создании больших картин. Смесь на основе кварца, обнаруженная в горшке, по составу очень похожа на грунтовку рембрандтовского «Ночного дозора», в ближайшее время отправляющегося на реставрацию.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+