Была ли у Рембрандта собственная теория искусства?

Рембрандт. Ecce homo. 1634. Фрагмент. собрание национальной галереи в ЛондонеAmsterdam University pre
Рембрандт. Ecce homo. 1634. Фрагмент. собрание национальной галереи в ЛондонеAmsterdam University pre

В 1997 году Эрнст ван де Ветеринг опубликовал книгу «Рембрандт. Художник за работой», выказав глубокие знания художественной практики живописца, основанные на исследовании в рамках проекта «Рембрандт» (Rembrandt Research Project, RRP). А в шестом томе подготовленного RRP «Корпуса живописи Рембрандта» (2015) он представил наиболее полный каталог его картин. В книге Rembrandt: The Painter Thinking («Рембрандт: думающий художник») ван де Ветеринг пытается проникнуть в мыслительный процесс великого голландца во время работы над картинами. Была ли у художника своя теория искусства? Или он, как Иоахим фон Зандрарт, в те же годы проживавший в Амстердаме, следовал максиме «придерживайтесь природы, а более никаких правил»?

Ernst van de Wetering. Rembrandt: Тhe Painter Thinking. Amsterdam University Press. 336 c. £64, €89 (твердая обложка), £34,95, €44,95 (мягкая обложка). На английском языке
Ernst van de Wetering. Rembrandt: Тhe Painter Thinking. Amsterdam University Press. 336 c. £64, €89 (твердая обложка), £34,95, €44,95 (мягкая обложка). На английском языке

В поисках ответа на эти вопросы ван де Ветеринг проводит подробный анализ двух главных трактатов по искусству, опубликованных в Нидерландах XVII века. Первый из них — «Книга о художниках» Карела ван Мандера (1604) с главой, посвященной обучению начинающих живописцев («Основы благородного истинного искусства живописи»). Второй — «Введение в искусство живописи» (1678) Самюэла ван Хогстратена. Автор подвергает сомнению толкования трактатов двумя главными современными комментаторами — Хесселем Мидемой и Тейсом Вестстейном, утверждая, что оба они неправильно поняли функцию этих текстов. Они принимали их за учебники для молодых художников, преувеличивая их теоретический характер.

Трудность исследования ван де Ветеринга в том, что Рембрандт нигде не высказывал взглядов на искусство, за исключением знаменитой фразы «de meeste ende natureelste beweechgelickheijt» («самый естественный и выразительный эффект движения») в письме Константейну Хёйгенсу в январе 1639 года. Мы даже не знаем, была ли у него книга ван Мандера — хотя ван де Ветеринг и прав, отмечая, что она содержит множество положений о живописи, которые могли были быть известны Рембрандту, даже если он сам их не разделял.

Ван Хогстратен — ученик Рембрандта, и некоторые моменты описания его технологии он включил в свое «Введение». Однако в какой степени этот текст представляет взгляды Рембрандта (или, напротив, выступает против них), обсуждается давно. Ван де Ветеринг считает, что у Рембрандта не было теоретических взглядов на искусство. Исследователь признает, что главная трудность — само это определение «теории искусства», подразумевающее классицистические академические выкладки. В противоположность этому у Рембрандта был ряд принципов и методов, эволюционировавших на протяжении его творческой жизни, и все они были подчинены определяющему его творчество натурализму.  

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+