18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Была ли у Рембрандта собственная теория искусства?

Рембрандт. Ecce homo. 1634. Фрагмент. собрание национальной галереи в ЛондонеAmsterdam University pre
Рембрандт. Ecce homo. 1634. Фрагмент. собрание национальной галереи в ЛондонеAmsterdam University pre

В 1997 году Эрнст ван де Ветеринг опубликовал книгу «Рембрандт. Художник за работой», выказав глубокие знания художественной практики живописца, основанные на исследовании в рамках проекта «Рембрандт» (Rembrandt Research Project, RRP). А в шестом томе подготовленного RRP «Корпуса живописи Рембрандта» (2015) он представил наиболее полный каталог его картин. В книге Rembrandt: The Painter Thinking («Рембрандт: думающий художник») ван де Ветеринг пытается проникнуть в мыслительный процесс великого голландца во время работы над картинами. Была ли у художника своя теория искусства? Или он, как Иоахим фон Зандрарт, в те же годы проживавший в Амстердаме, следовал максиме «придерживайтесь природы, а более никаких правил»?

Ernst van de Wetering. Rembrandt: Тhe Painter Thinking. Amsterdam University Press. 336 c. £64, €89 (твердая обложка), £34,95, €44,95 (мягкая обложка). На английском языке
Ernst van de Wetering. Rembrandt: Тhe Painter Thinking. Amsterdam University Press. 336 c. £64, €89 (твердая обложка), £34,95, €44,95 (мягкая обложка). На английском языке

В поисках ответа на эти вопросы ван де Ветеринг проводит подробный анализ двух главных трактатов по искусству, опубликованных в Нидерландах XVII века. Первый из них — «Книга о художниках» Карела ван Мандера (1604) с главой, посвященной обучению начинающих живописцев («Основы благородного истинного искусства живописи»). Второй — «Введение в искусство живописи» (1678) Самюэла ван Хогстратена. Автор подвергает сомнению толкования трактатов двумя главными современными комментаторами — Хесселем Мидемой и Тейсом Вестстейном, утверждая, что оба они неправильно поняли функцию этих текстов. Они принимали их за учебники для молодых художников, преувеличивая их теоретический характер.

Трудность исследования ван де Ветеринга в том, что Рембрандт нигде не высказывал взглядов на искусство, за исключением знаменитой фразы «de meeste ende natureelste beweechgelickheijt» («самый естественный и выразительный эффект движения») в письме Константейну Хёйгенсу в январе 1639 года. Мы даже не знаем, была ли у него книга ван Мандера — хотя ван де Ветеринг и прав, отмечая, что она содержит множество положений о живописи, которые могли были быть известны Рембрандту, даже если он сам их не разделял.

Ван Хогстратен — ученик Рембрандта, и некоторые моменты описания его технологии он включил в свое «Введение». Однако в какой степени этот текст представляет взгляды Рембрандта (или, напротив, выступает против них), обсуждается давно. Ван де Ветеринг считает, что у Рембрандта не было теоретических взглядов на искусство. Исследователь признает, что главная трудность — само это определение «теории искусства», подразумевающее классицистические академические выкладки. В противоположность этому у Рембрандта был ряд принципов и методов, эволюционировавших на протяжении его творческой жизни, и все они были подчинены определяющему его творчество натурализму.  

Самое читаемое:
1
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
2
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
3
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
Прямо под колоннами на фасаде ГМИИ им. А.С.Пушкина в течение трех дней будут продаваться редкие выставочные каталоги, издания по истории искусства и фотографии, мемуаристика, детские книги
29.09.2023
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
В Экспоцентре открылась 11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Произведения на стендах любопытно рассматривать, приятно покупать, но не очень интересно обсуждать. Зато уйти с уловом смогут коллекционеры разного достатка
29.09.2023
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+