18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый онлайн-инструмент поможет датировать гравюры Рембрандта

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Базу водяных знаков, встречающихся на гравюрах мастера, создали студенты и преподаватели Университета Корнелла

Рембрандт. «Три креста». 1653. Офорт. Фрагмент Фото: METROPOLITAN MUSEUM OF ART
Рембрандт. «Три креста». 1653. Офорт. Фрагмент
Фото: METROPOLITAN MUSEUM OF ART

Спустя три с половиной века после смерти Рембрандта многие вопросы, касающиеся его творческого процесса, по-прежнему актуальны. В том числе вызванные склонностью художника вносить изменения в рисунок на гравюрных досках, делая оттиски разных состояний. Для ученых, которые пытаются зафиксировать последовательность этих состояний, бесценным источником информации служат водяные знаки, позволяющие связать оттиски с определенными партиями бумаги, которые художник закупал для своей мастерской, и тем самым датировать их.

Сейчас студенты и преподаватели Университета Корнелла готовят сайт, который позволит загружать изображения водяных знаков, обнаруженных на гравюрах Рембрандта, и быстро определять, к какому типу они относятся. По словам Эндрю Вейслогела, куратора раннего европейского и американского искусства в Художественном музее Герберта Ф. Джонсона при Университете Корнелла, благодаря гранту от Национального фонда поддержки гуманитарных наук группа надеется подготовить онлайн-интерфейс уже к концу лета. Прежде чем сайт сделают общедоступным, его протестируют коллеги из других академических учреждений.

Проект носит название «Распознавание водяных знаков на гравюрах Рембрандта» (Watermark Identification in Rembrandt’s Etchings, сокращенно WIRE). Он опирается на наблюдения, сделанные реставраторами Нэнси Эш и Шелли Флетчер в 1990-х годах и развитые в книге 2006 года Эрика Хинтердинга. Благодаря продвинутой технологии сканирования Хинтердинг систематизировал водяные знаки, встречающиеся на гравюрах Рембрандта, разделив их на 54 основные группы, в которых выделяются 294 типа и 512 подтипов знаков.

Водяной знак на бумаге офорта Рембрандта «Три креста». 1653. Фото: Metropolitan Museum of Art
Водяной знак на бумаге офорта Рембрандта «Три креста». 1653.
Фото: Metropolitan Museum of Art

Однако на перебор всех подвидов в поисках нужного может уйти много времени и сил. Поэтому участники проекта WIRE поставили перед собой задачу построить «дерево решений» для 54 основных групп. Каждая ветвь представляет собой простую серию вопросов, например: «Есть ли под гербом инициалы?» или «Венчает ли герб корона?». В итоге пользователь находит наиболее точное соответствие своему водяному знаку, что позволяет приблизительно датировать произведение и посмотреть другие оттиски Рембрандта, сделанные на такой же бумаге.

У проекта, впрочем, есть существенное ограничение: водяными знаками помечалась европейская бумага, но Рембрандт время от времени печатал гравюры на японской бумаге. Кроме того, водяные знаки присутствуют лишь приблизительно на трети отпечатков Рембрандта на европейской бумаге, поскольку отпечатки с маленьких пластин могли делаться на части листа, не содержащей водяного знака.

Несмотря на упомянутые ограничения, благодаря проекту WIRE наши знания о гравюрах Рембрандта значительно продвинулись: его участникам удалось обнаружить около дюжины водяных знаков, не учтенных в книге Хинтердинга, и гораздо глубже изучить методы работы великого голландца. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+