18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собиратель архива Николай Харджиев теперь и сам вышел на авансцену

№76
Материал из газеты

Более двух лет идет работа над совместным издательским проектом РГАЛИ и фонда IN ARTIBUS, призванным не только обнародовать, но и систематизировать и прокомментировать содержание архива Харджиева

Долгое время любые упоминания о богатейшем архиве исследователя русского авангарда Николая Харджиева сопровождались эпитетом «легендарный». Теперь изустная легенда окончательно трансформируется в свод опубликованных и общедоступных документов. Более двух лет идет работа над совместным издательским проектом Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и фонда IN ARTIBUS, призванным не только обнародовать, но и систематизировать и прокомментировать десятки статей, манифестов, писем, дневниковых записей, датированных 1900–1970-ми годами. Первые два тома, выпущенные в серии «Антология искусствознания XX века», уже нашли своих читателей. Теперь вышел третий том, пока еще не финальный; сейчас подбираются материалы для четвертого.

Содержание же третьего тома оказалось продиктовано не столько общей хронологией, сколько юридическими причинами. Часть этих документов относилась к закрытому фонду Харджиева в РГАЛИ — такова была воля завещателя. Срок ограничения доступа к ним истек в 2019 году, и публикация не заставила себя ждать. Главным образом речь идет о документах, связанных с биографией самого Харджиева. Например, значительный объем занимает его переписка с Виктором Шкловским, у которого будущий исследователь работал в конце 1920-х — начале 1930-х литературным секретарем. Сюда же примыкает обмен почтовой корреспонденцией между Харджиевым и другими помощниками Шкловского, а также отдельные документы из эпистолярного наследия участников опоязовского круга — Юрия Тынянова и Бориса Эйхенбаума.

Еще один раздел посвящен работе Харджиева над изданием рукописей Велимира Хлебникова и над «Историей русского футуризма». Оба эти его замысла в 1930-е потерпели неудачу, однако именно в ту пору он целенаправленно собирал документальные свидетельства недавнего авангардного прошлого. Любопытным примером тогдашних находок служат пять писем Хлебникова брату Александру (четыре публикуются впервые). Из них мы можем узнать, в частности, об ура-патриотических настроениях, охвативших главного будетлянина с началом Первой мировой войны — до такой степени, что он едва не записался добровольцем на фронт. 

И снова письма, письма и письма: от Давида Бурлюка — Михаилу Матюшину, от Ильи Зданевича — Алексею Крученых и Михаилу Ларионову, от Николая Асеева — Сергею Боброву. Многие листы воспроизведены факсимильно, а еще, по традиции этого издательского проекта, в книге найдутся редчайшие фотографии и другие изобразительные материалы. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+