18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собиратель архива Николай Харджиев теперь и сам вышел на авансцену

№76
Материал из газеты

Более двух лет идет работа над совместным издательским проектом РГАЛИ и фонда IN ARTIBUS, призванным не только обнародовать, но и систематизировать и прокомментировать содержание архива Харджиева

Долгое время любые упоминания о богатейшем архиве исследователя русского авангарда Николая Харджиева сопровождались эпитетом «легендарный». Теперь изустная легенда окончательно трансформируется в свод опубликованных и общедоступных документов. Более двух лет идет работа над совместным издательским проектом Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и фонда IN ARTIBUS, призванным не только обнародовать, но и систематизировать и прокомментировать десятки статей, манифестов, писем, дневниковых записей, датированных 1900–1970-ми годами. Первые два тома, выпущенные в серии «Антология искусствознания XX века», уже нашли своих читателей. Теперь вышел третий том, пока еще не финальный; сейчас подбираются материалы для четвертого.

Содержание же третьего тома оказалось продиктовано не столько общей хронологией, сколько юридическими причинами. Часть этих документов относилась к закрытому фонду Харджиева в РГАЛИ — такова была воля завещателя. Срок ограничения доступа к ним истек в 2019 году, и публикация не заставила себя ждать. Главным образом речь идет о документах, связанных с биографией самого Харджиева. Например, значительный объем занимает его переписка с Виктором Шкловским, у которого будущий исследователь работал в конце 1920-х — начале 1930-х литературным секретарем. Сюда же примыкает обмен почтовой корреспонденцией между Харджиевым и другими помощниками Шкловского, а также отдельные документы из эпистолярного наследия участников опоязовского круга — Юрия Тынянова и Бориса Эйхенбаума.

Еще один раздел посвящен работе Харджиева над изданием рукописей Велимира Хлебникова и над «Историей русского футуризма». Оба эти его замысла в 1930-е потерпели неудачу, однако именно в ту пору он целенаправленно собирал документальные свидетельства недавнего авангардного прошлого. Любопытным примером тогдашних находок служат пять писем Хлебникова брату Александру (четыре публикуются впервые). Из них мы можем узнать, в частности, об ура-патриотических настроениях, охвативших главного будетлянина с началом Первой мировой войны — до такой степени, что он едва не записался добровольцем на фронт. 

И снова письма, письма и письма: от Давида Бурлюка — Михаилу Матюшину, от Ильи Зданевича — Алексею Крученых и Михаилу Ларионову, от Николая Асеева — Сергею Боброву. Многие листы воспроизведены факсимильно, а еще, по традиции этого издательского проекта, в книге найдутся редчайшие фотографии и другие изобразительные материалы. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+