18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В фонде IN ARTIBUS представили «Архив Харджиева»

На открывшейся 10 октября выставке впервые показали наследие выдающихся русских авангардистов из знаменитого частного собрания писателя и историка Николая Харджиева

Выставка «Архив Харджиева», организованная некоммерческим фондом IN ARTIBUS и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ), дает возможность увидеть уникальные произведения и документы — свидетельства бурного процесса творческих поисков 1910–1920-х годов, а также познакомиться с историей знаменитого архива. Благодаря нестандартным и часто спорным методам коллекционирования Харджиеву удалось спасти не только живописные и графические произведения, но и десятки редких документов: черновики и рукописи, поэтические и художественные наброски, фотографии, автографы.

Многочисленных гостей вернисажа приветствовали учредитель фонда IN ARTIBUS Инна Баженова, директор РГАЛИ Татьяна Горяева, кураторы выставки доктор искусствоведения Анна Корндорф, доктор искусствоведения Екатерина Бобринская и специальный представитель президента РФ в МИД по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Экс-министр культуры поздравил организаторов выставки с тем, что архив Николая Харджиева представлен в Москве, отметив: «Со стороны РГАЛИ это великий жест доверия Инне Борисовне, фонду IN ARTIBUS и его научным сотрудникам, благодаря которому мы стали свидетелями важного и очень волнительного события, к которому мы шли почти 25 лет. Николай Харджиев не был коллекционером и не любил, когда его так называли. Он был, конечно, участником процесса и летописцем эпохи, знатоком тех произведений, которые составили славу русского искусства 1910–1920-х годов».

Когда все официальные слова благодарности были сказаны, слово предоставили Наталье Харджиевой, племяннице Николая Ивановича. Она, филолог-славист Санкт-Петербургского государственного университета, процитировала стихотворение Анны Ахматовой, рассказала, что в Каховке до сих пор существует дом-усадьба, которую местные жители называют «дом Харджиева» (с ударением на «и», поскольку по-русски эта фамилия произносится именно так).

Первыми познакомились с наследием одного из самых нестандартных коллекционеров прошлого века Марина Лошак, Елена Миловзорова, Юлия Музыкантская, Ольга Свиблова, Алина Сапрыкина, Михаил Каменский, Андрей Сарабьянов, Ивета Манашерова, Надежда Соловьева, Антон Ланге, Игорь Ахмеров, Юрий Аввакумов, Ильдар Галеев и другие.

Для публики выставка «Архив Харджиева» будет открыта с 11 октября по 30 января. К ней приурочен выпуск первого из трех запланированных томов с документами из архива Николая Харджиева.

Официальный страховой партнер выставки — «Альфастрахование». Официальный отель — дизайн-отель СтандАрт

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+