18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опубликованы уникальные материалы из легендарного архива Николая Харджиева

№59
Материал из газеты

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания ХХ века» выпущена первая книга запланированного трехтомника

Словосочетание «архив Харджиева» будоражило воображение исследователей и ценителей русского авангарда на протяжении почти четверти века. Хотя и раньше, задолго до отъезда Николая Ивановича Харджиева (1903–1996) из Москвы в Амстердам, слухи о его коллекции живописи, графики и редчайших документальных материалов время от времени циркулировали в узких кругах. Но даже в тех кругах едва ли кто-то имел представление об истинных размерах и составе многолетнего архива: его хозяин, посвятивший жизнь собиранию и исследованию авангардного культурного слоя, был скрытен и недоверчив. А потом новости хлынули одна за другой, главным образом скандально-детективного свойства. 
В 1993 году Николай Харджиев с женой Лидией Чагой эмигрировал в Голландию, сумев захватить с собой около половины бесценного архива. Другая его часть, тоже значительная, была конфискована на шереметьевской таможне в феврале 1994-го. В дальнейшем драматические коллизии только усугублялись: многочисленные «доброжелатели», по сути, лишили супругов возможности распоряжаться вывезенной частью коллекции; целый ряд произведений и документов из нее канул в безвестность. Большая же часть, 1427 единиц хранения, уже после смерти обоих супругов оказалась в амстердамском Стеделейк-музее. В свою очередь, в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) тоже произвели инвентаризацию, насчитав 1121 единицу хранения. Лишь через восемь лет после смерти Харджиева, в 2004-м, между двумя институциями начались переговоры о возможном объединении архива. Насчет живописи так ни о чем и не договорились, а вот рисунки, рукописи, фотографии и прочие документы авангардной эпохи все же вернулись в Россию в 2011 году. Еще несколько лет ушло на их изучение и систематизацию — и наконец настал момент для публикации.

Множество экспонатов из харджиевского архива можно сейчас увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS — она продлится до 30 января 2018 года. Одновременно идет работа над фундаментальным трехтомником, где воспроизводятся и комментируются тексты архивных документов, а также репродуцируются наиболее важные изображения и страницы рукописей. Важное добавление: это издание адресовано не только историкам искусства, но и широкому кругу читателей, что заметно даже на уровне полиграфического дизайна. Первый том недавно вышел из печати, следующий должен увидеть свет совсем скоро, в начале наступающего года. А вот появления третьей книги придется подождать, и это никак не зависит от усердия издательской команды во главе с Александром Парнисом и Андреем Сарабьяновым. В будущий том войдут материалы, связанные с личностью самого Николая Харджиева, — именно эту часть архива его владелец распорядился держать закрытой до 2019 года. Условие придется выполнять, хотя список документов для предстоящей публикации в целом уже намечен.

Харджиев не считал себя коллекционером в привычном понимании слова: свою миссию он видел в донесении до потомков подлинной истории отечественного футуризма и прочих авангардных движений. Однако задуманный им труд с исчерпывающими ответами на все вопросы так и не был создан. Нынешние публикаторы руководствовались, скорее, текстологической логикой и общим представлением об эпохе, не стремясь во что бы то ни стало перевернуть знакомую картину мира. Тем не менее в книгу включены документы, чью историческую ценность невозможно переоценить. Скажем, в первом томе опубликован текст рукописи Казимира Малевича под названием «Мы». В этом черновике программной статьи, писавшемся в Витебске, идеолог супрематизма распространяет свою теорию искусства на будущее переустройство всей планеты и ее окрестностей. 

По статьям Эль Лисицкого, датированным 1920–1922 годами, можно проследить, как исподволь менялась его художественная позиция — от безоговорочной преданности установкам Малевича в сторону зарождающегося конструктивизма. А из дневниковых записей Михаила Матюшина, которые он вел на протяжении 1910–1920-х, складывается поразительная картина жизни футуриста «вне манифестов»: глубоко личные суждения об искусстве соседствуют здесь с емкими психологическими портретами соратников (например, Филонов у него «обессмысливает форму», а Малевич именуется «дикарем») и философской лирикой («Большая радость быть на природе. Так хорошо, тихо, а прежде всего, так чисто от людей»). Самые разные нюансы отношений между единомышленниками всплывают в переписке между Казимиром Малевичем, Ниной Коган, Алексеем Ганом, Алексеем Крученых. 

Второй том обещает быть не менее увлекательным — достаточно упомянуть, что анонсирована публикация повести Велимира Хлебникова «Девы русские», никогда прежде не издававшейся. Получит продолжение и эпистолярная тема: в качестве авторов или адресатов писем здесь выступят Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Владимир Татлин, Василий Чекрыгин, Лев Юдин и другие значимые фигуры из того времени, которое, по Харджиеву, ни в коем случае нельзя называть «Серебряным веком». Ибо век был что ни на есть золотой. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко
Об итальянской живописи XVII века рассказывает специалист из числа самых компетентных — искусствовед Виктория Маркова. И не просто рассказывает, а объясняет глубинные принципы и стилистические особенности этого искусства
15.03.2024
«Караваджо и другие»: как смотреть и понимать живопись итальянского барокко
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+