Опубликованы уникальные материалы из легендарного архива Николая Харджиева

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания ХХ века» выпущена первая книга запланированного трехтомника

1. Казимир Малевич. Предсмертная просьба персонального пенсионера республиканского значения. 1933. РГАЛИ. 2. Подписи 317-ти Председателей Земного шара. 1917. РГАЛИ. 3. Велимир Хлебников. Стихотворение Алеше Крученых. 1920. РГАЛИ.
1. Казимир Малевич. Предсмертная просьба персонального пенсионера республиканского значения. 1933. РГАЛИ. 2. Подписи 317-ти Председателей Земного шара. 1917. РГАЛИ. 3. Велимир Хлебников. Стихотворение Алеше Крученых. 1920. РГАЛИ.

Словосочетание «архив Харджиева» будоражило воображение исследователей и ценителей русского авангарда на протяжении почти четверти века. Хотя и раньше, задолго до отъезда Николая Ивановича Харджиева (1903–1996) из Москвы в Амстердам, слухи о его коллекции живописи, графики и редчайших документальных материалов время от времени циркулировали в узких кругах. Но даже в тех кругах едва ли кто-то имел представление об истинных размерах и составе многолетнего архива: его хозяин, посвятивший жизнь собиранию и исследованию авангардного культурного слоя, был скрытен и недоверчив. А потом новости хлынули одна за другой, главным образом скандально-детективного свойства. 
В 1993 году Николай Харджиев с женой Лидией Чагой эмигрировал в Голландию, сумев захватить с собой около половины бесценного архива. Другая его часть, тоже значительная, была конфискована на шереметьевской таможне в феврале 1994-го. В дальнейшем драматические коллизии только усугублялись: многочисленные «доброжелатели», по сути, лишили супругов возможности распоряжаться вывезенной частью коллекции; целый ряд произведений и документов из нее канул в безвестность. Большая же часть, 1427 единиц хранения, уже после смерти обоих супругов оказалась в амстердамском Стеделейк-музее. В свою очередь, в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) тоже произвели инвентаризацию, насчитав 1121 единицу хранения. Лишь через восемь лет после смерти Харджиева, в 2004-м, между двумя институциями начались переговоры о возможном объединении архива. Насчет живописи так ни о чем и не договорились, а вот рисунки, рукописи, фотографии и прочие документы авангардной эпохи все же вернулись в Россию в 2011 году. Еще несколько лет ушло на их изучение и систематизацию — и наконец настал момент для публикации.

Множество экспонатов из харджиевского архива можно сейчас увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS — она продлится до 30 января 2018 года. Одновременно идет работа над фундаментальным трехтомником, где воспроизводятся и комментируются тексты архивных документов, а также репродуцируются наиболее важные изображения и страницы рукописей. Важное добавление: это издание адресовано не только историкам искусства, но и широкому кругу читателей, что заметно даже на уровне полиграфического дизайна. Первый том недавно вышел из печати, следующий должен увидеть свет совсем скоро, в начале наступающего года. А вот появления третьей книги придется подождать, и это никак не зависит от усердия издательской команды во главе с Александром Парнисом и Андреем Сарабьяновым. В будущий том войдут материалы, связанные с личностью самого Николая Харджиева, — именно эту часть архива его владелец распорядился держать закрытой до 2019 года. Условие придется выполнять, хотя список документов для предстоящей публикации в целом уже намечен.

Николай Харджиев. Фото: РГАЛИ
Николай Харджиев.
Фото: РГАЛИ

Харджиев не считал себя коллекционером в привычном понимании слова: свою миссию он видел в донесении до потомков подлинной истории отечественного футуризма и прочих авангардных движений. Однако задуманный им труд с исчерпывающими ответами на все вопросы так и не был создан. Нынешние публикаторы руководствовались, скорее, текстологической логикой и общим представлением об эпохе, не стремясь во что бы то ни стало перевернуть знакомую картину мира. Тем не менее в книгу включены документы, чью историческую ценность невозможно переоценить. Скажем, в первом томе опубликован текст рукописи Казимира Малевича под названием «Мы». В этом черновике программной статьи, писавшемся в Витебске, идеолог супрематизма распространяет свою теорию искусства на будущее переустройство всей планеты и ее окрестностей. 

Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард: Материалы и документы из собрания РГАЛИ. Т. 1. М.: Дефи, 2017. 440 с., ил.
Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард: Материалы и документы из собрания РГАЛИ. Т. 1. М.: Дефи, 2017. 440 с., ил.

По статьям Эль Лисицкого, датированным 1920–1922 годами, можно проследить, как исподволь менялась его художественная позиция — от безоговорочной преданности установкам Малевича в сторону зарождающегося конструктивизма. А из дневниковых записей Михаила Матюшина, которые он вел на протяжении 1910–1920-х, складывается поразительная картина жизни футуриста «вне манифестов»: глубоко личные суждения об искусстве соседствуют здесь с емкими психологическими портретами соратников (например, Филонов у него «обессмысливает форму», а Малевич именуется «дикарем») и философской лирикой («Большая радость быть на природе. Так хорошо, тихо, а прежде всего, так чисто от людей»). Самые разные нюансы отношений между единомышленниками всплывают в переписке между Казимиром Малевичем, Ниной Коган, Алексеем Ганом, Алексеем Крученых. 

Второй том обещает быть не менее увлекательным — достаточно упомянуть, что анонсирована публикация повести Велимира Хлебникова «Девы русские», никогда прежде не издававшейся. Получит продолжение и эпистолярная тема: в качестве авторов или адресатов писем здесь выступят Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Владимир Татлин, Василий Чекрыгин, Лев Юдин и другие значимые фигуры из того времени, которое, по Харджиеву, ни в коем случае нельзя называть «Серебряным веком». Ибо век был что ни на есть золотой. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+