18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Русская неделя» принесла аукционам £36 млн

Совместными усилиями четыре аукционных дома — Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams — на торгах в Лондоне продали русского искусства почти на £36 млн

Итоги традиционной летней серии аукционов русского искусства в Лондоне подтверждают ранее наметившийся тренд: наше искусство (хотя оно и составляет мизерную долю на международном арт-рынке), пережив резкое падение и цен и спроса в 2015–2016 годах, постепенно возвращается к докризисным показателям. Общий итог «русской недели» на этот раз — £35,9 млн, немногим меньше зимних £39,1 млн. Разумеется, какого-то русского бума, как в начале 2000-х, и близко нет, но есть и свои рекорды (Кузьма Петров-Водкин на Christie’s), и миллионные продажи, и значительные превышения эстимейтов. Ну а какие-то лоты, в том числе из топовых, не удается продать. Словом, все идет своим чередом.

Больше всех в этой серии заработал Christie’s в понедельник 3 июня, суммарная выручка русского аукциона составила £16,2 млн, из них более половины — £9,3 млн — принес «Натюрморт с сиренью» 1928 года Кузьмы Петрова-Водкина. Теперь это самая дорогая картина, проданная на аукционах русского искусства, и рекорд цены для художника — так эффектно русский отдел Christie’s отметил свой 50-летний юбилей.

Кроме того, руководители русских торгов Александра Бабенко и Марго Оганесян отметили интерес покупателей к произведениям Сергея Чехонина (подборка из 30 с лишним лотов была продана более чем за £1 млн) и Анны Остроумовой-Лебедевой (коллекция Александра Джаншиева из 12 работ — более £90 тыс.), а также к советскому агитационному фарфору (редкое блюдо по эскизу Стеллы Венгеровской ушло за рекордные для этой категории £275 тыс.). Другие топ-лоты, проданные выше оценочной стоимости, — это «Натюрморт с флоксами» Александра Дейнеки из коллекции Бориса Ливанова (£419,2 тыс.), «Сиверская» Ивана Шишкина (£323,2 тыс.) и портрет Авы-Элис-Мюриель Астор кисти Павла Челищева из коллекции князя Ивана Оболенского (£335,2 тыс.). В разделе декоративно-прикладного искусства фавориты вполне предсказуемые: русское серебро (супница с чернью за £250 тыс.) и изделия фирмы Фаберже (модель одуванчика из нефрита, золота, хрусталя и драгоценных камней за £137, 5 тыс.).

На следующий день, во вторник 4 июня, состоялись русские торги Sotheby’s, принесшие £12,5 млн, из них более £10 млн — на счету живописи, которая была представлена максимально разнообразно — от произведений мастера первой половины XIX века Пимена Орлова до советского нонконформизма. Топ-лотом ожидаемо стал натюрморт Михаила Ларионова, его стоимость в ходе торгов достигла £2,2 млн. Следом идет непотопляемый на рынке Иван Айвазовский (очередной эффектный морской вид за £1,2 млн против эстимейта в £500–700 тыс.). По словам главы русского аукциона Sotheby’s Рето Барметтлера, работа мариниста ушла с молотка дороже £1 млн впервые с 2014 года! Многократно превысила предварительную оценку в £80–120 тыс. «Боярыня» Константина Маковского, которая в итоге была продана за £250 тыс. Полностью была раскуплена подборка произведений советских нонконформистов, в частности по £110 тыс. ушли работы Олега Целкова. Результаты в секции ДПИ у Christie’s и Sotheby’s удивительно созвучны: наибольшим успехом у покупателей пользуется редкий агитфарфор и, конечно, вечная классика — Фаберже. Блюдо 1921 года «От боевых подвигов — к подвигам труда и от подвигов труда — к боевым», выполненное на Государственном фарфоровом заводе (бывшем Императорском), ушло за £131,2 тыс., а украшенный эмалью серебряный ковш фирмы Фаберже, исполненный мастером Федором Рюккертом, — за £112,5 тыс.

В среду утром эстафету принял аукционный дом MacDougall’s, которому удалось выручить £5,3 млн. Лидировал здесь «Бахчисарай» Бориса Кустодиева, еще одна «миллионная продажа» «русской недели»: вид Крыма 1917 года ушел за £1,6 млн. Очевидно, сыграли роль и имя автора, и патриотическая крымская тема, и редкость сюжета (изображен татарский базар — это едва ли не единственный вклад Кустодиева в ориенталистику). К тому же работа с отличной выставочной историей: в 1918 году она экспонировалась на выставке «Мир искусства», а в 1959-м участвовала в ретроспективе художника. Среди других топ-лотов MacDougall’s — портрет кисти Георгия Анненкова (£305 тыс.), изображение святого Меркурия Смоленского, написанное Николаем Рерихом (£270 тыс.), и «Гостиница „Украина“» Ивана Чуйкова (£175,5 тыс.). Последняя сумма — аукционный рекорд для художника. Впечатляющие результаты в секции современного отечественного искусства на MacDougall’s и Sotheby’s позволяют осторожно говорить о тенденции к возврату к докризисным ценам. 

Серию торгов завершил Bonhams, чей русский аукцион принес £1,9 млн. Самой дорогой работой, как и ожидалось, стал «Портрет девочки в розовом платье» Филиппа Малявина, проданный за £312,5 тыс. Впечатляет и суммарный итог распродажи коллекции резных фигурок животных Фаберже, собранной леди Каролиной Опенхаймер, — £816,9 тыс. Многие изделия уходили гораздо выше предварительных оценок, по максимальным для подобных предметов ценам. Дороже всего из этой подборки ушли нефритовая таблетница в форме лягушки (£225 тыс. при эстимейте в £50–60 тыс.) и агатовая мышка (£175 тыс. при эстимейте в £40–60 тыс.). Кстати, если по суммарной выручке Bonhams и тяжело конкурировать с гигантами аукционного бизнеса вроде Sotheby’s и Christie’s, то уровень цен на конкретных мастеров, а также набор имен во многом схож. Так, работа Олега Целкова была продана за £125 тыс. — даже дороже, чем на Sotheby’s. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+