18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Петров-Водкин, Ларионов и Малявин: мастера Серебряного века возглавят русские торги

№74
Материал из газеты

Аукционы русского искусства в Лондоне щеголяют первыми именами

Аукционные дома в этом сезоне с гордостью предъявляют первые имена русского искусства и самый привлекательный для арт-рынка раздел — начало ХХ века и русский авангард. Причем в самых разных ценовых категориях — от натюрмортов Михаила Ларионова и Кузьмы Петрова-Водкина за £1–1,5 млн каждый до крошечных книжных заставок Сергея Чехонина за £1,2–1,5 тыс. 

Главная работа на Christie’s (3 июня), гордо занимающая обложку каталога, — «Натюрморт с сиренью» Петрова-Водкина 1928 года. Заполучить такую картину на аукцион — упомянутую в документах и побывавшую на биеннале в Венеции, с этикетками выставок на обороте, мгновенно узнаваемую (все хорошо знают схожий по композиции более поздний «Натюрморт с веткой черемухи» из Русского музея), — буквально чудо, особенно в нынешние, скудные для арт-рынка времена. Картину когда-то Борис Терновец, директор Государственного музея нового западного искусства, искусствовед и критик, подарил итальянскому искусствоведу и издателю Джованни Шейвиллеру. 

Каталог Christie’s демонстрирует привычную для этого дома сбалансированность и осторожность. Есть вещи редкие, на ценителя. Например, портрет Варвары Климович-Топер кисти Надежды Лермонтовой, самобытной и рано умершей ученицы Льва Бакста (£50–70 тыс.), или портрет Авы-Элис-Мюриель Астор, ледяной красавицы с яйцом на шее, написанный Павлом Челищевым (£300–500 тыс.). А есть на более общий вкус: цвета и фактуры взбитых сливок «Обнаженная» Константина Маковского (£200–300 тыс.) или серьезная «Северская» Ивана Шишкина с соснами и солнечной тропинкой — пейзаж знаменитой дореволюционной дачной столицы под Петербургом (£200–300 тыс.).

Главная работа на Sotheby’s (4 июня) — «Натюрморт» Михаила Ларионова, написанный около 1914 года, яркий, близкий примитивистским «Солдатской» и «Турецкой» сериям (£1–1,5 млн). На обороте полотна также нашлись метки, которые помогли восстановить его провенанс. Когда Михаил Ларионов и Наталия Гончарова уехали в Европу, картина осталась в их московской мастерской в Трехпрудном переулке, потом попала в Московское хранилище произведений современного искусства, оттуда перекочевала в квартиру архитектора и реставратора Николая Виноградова. Только в 1927 году Ларионов смог вернуть ее себе. 

Каталог Sotheby’s представляет русское искусство более разнообразно и по временному охвату, и по ценовому диапазону (может, именно поэтому аукционный дом традиционно лидирует по обороту в русском секторе). На предстоящих торгах будет много полотен Ивана Айвазовского: и дневных, и ночных, и морских, и почти сухопутных (самое дорогое — «Корабль на закате у мыса Кэп-Мартин», £500–700 тыс.). Много мистических работ Бориса Анисфельда и крестьянских — Николая Богданова-Бельского. В довольно большом современном разделе предлагаются произведения из известного немецкого собрания Михаила Карминского — полотна Оскара Рабина, Олега Целкова, Михаила Шварцмана и много Владимира Вейсберга, в том числе ранние цветные «Булки и яблоки» (1949).

Самая дорогая работа на MacDougall’s 5 июня — «Бахчисарай» Бориса Кустодиева (эстимейт £1,2–1,8 млн), сочная сценка с минаретом, восточными торговцами и теплым светом из окон на фоне холодеющего заката. Правда, у картины есть один недостаток — она уже продавалась пять лет назад (ушла за £1,6 млн). Такие «повторные продажи» очень любят аналитики рынка и не очень — коллекционеры. Полотно «Юные грезы» («Цесаревич») Виктора Васнецова оценено не так дорого, но привлекает большое внимания. Оно может быть названо «образцовым Васнецовым»: тут и былинное настроение, и сказочно русский типаж (русоголовый синеглазый мальчик написан, по-видимому, с сына художника Владимира), и археологическая точность, и символика деталей. Картина, впервые показанная на выставке в Москве в 1923 году, оценивается в £650–900 тыс. 

На аукционе MacDougall’s представлены также авангард — от малоизвестной Екатерины Петровой-Троцкой до Александра Богомазова и Юрия Анненкова — и советский нонконформизм.

Русские торги Bonhams несколько раз оказывались «аукционом одной картины»: на фоне аккуратно подобранной коллекции живописи и прикладного искусства со справедливыми ценами вдруг выстреливал один шедевр. В этом сезоне (5 июня) такой шанс есть у «Портрета девочки в розовом платье» Филиппа Малявина (эстимейт £300–500 тыс.). Обычно этот художник ассоциируется с изображением крестьянок и коров с бешеным взглядом. По первому впечатлению представленный портрет совсем иной, напоминающий артистичные и аристократичные работы Джона Сингера Сарджента. Но и тут проскочила чертовщинка: детское платьице и носочки в сочетании с совсем взрослым взглядом и золотым колечком на демонстративно отставленной руке. 

На Bonhams традиционно богатый и сильный раздел прикладного искусства. В этом году тут собрался целый зоопарк резных из камня зверюшек мастеров фирмы Фаберже. Среди них — агатовые кролики, мышь с бриллиантовым хвостом и яшмовый бегемот.  

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+